Сегодня я покажу Вам сибайскую достопримечательность - местный карьер по добыче полезных ископаемых. Сюда обычно везут всех приезжих и гостей. Впрочем, не зря - по масштабам и размерам мало что с ним сравнится. В общем он... внушает!
На сегодняшний день это - один из самых глубоких действующих карьеров в мире и самый глубокий ДЕЙСТВУЮЩИЙ (ключевое слово для тех, кто сравнивает его с Мирным) в России. Его глубина - более 500 метров, диаметр - 2 км. Основные полезные ископаемые - медно-цинковый и медно-серный колчедан, однако, встречаются здесь и редкоземельные металлы, и золото и платина...
Чтобы добраться до смотровой площадки, нужно обладать либо пропуском, либо искусством дипломатии (договориться с охранниками на КПП), либо хорошо знать местные дороги. Раньше доступ к карьеру был свободный, но сейчас, как только Башкирский медно-серный комбинат оказался под крылом УГОК, кругом наставили шлагмбаумы - и к главной сибайской достопримечательности не подойти. Точнее, не подъехать.
Местными жителями придумано множество способов добраться до карьера, минуя шлагбаумы. Еще бы - ведь куда-то надо возить туристов! Тем более, сибайцы так гордятся своим карьером, будто каждый из них его лопатой в одиночку раскопал.
Охранники на КПП меня не пустили, но зато подсказали, как можно доехать на машине практически до смотровой площадки.
Дорога к карьеру начинается с отвалов - недалеко от въезда в город со стороны Баймака:
Дорогу регулярно чистят, летом поливают и ровняют, поэтому можно без проблем пробраться на легковушке. Даже на такси.
Однако, надо быть предельно осторожным - по этой же дороге ходят большегрузные самосвалы с рудой. Лучше держаться от них подальше - руду в них не приклеивают.
С дороги открывается вот такой вид:
Это рукотворные горы - отвалы. По сути, это склад пустой породы, сформировавшийся после разработки месторождения. Такие отвалы окружают карьер со всех сторон.
Кстати, это не совсем бесхозные горы. Часто там складируется порода с невысоким содержанием полезных ископаемых, из-за этого ее переработка пока нерентабельна. Как только появятся технологии или цены на металлы поднимутся настолько, что станет выгодно перерабатывать почти пустую породу - отвалы сразу пойдут в дело.
Итак, двигаясь по отвальной дороге, мы упираемся в препятствие:
Здесь надо спешиться и пройти часть пути ножками - до смотровой площадки осталось каких-то сто метров! Кстати, обратите внимание на то, что у Вас под ногами - это куски руды!
Сюда не зарастет народная тропа! Как видите, шлагбаумы от туристов не спасают, а сама достопримечательность пользуется спросом.
С самой же смотровой площадки открывается замечательный вид на большую-большую яму. Даже веселого ширика не хватает, чтобы охватить масштаб окружающего. Приходится выдавать по частям, хотя развернутая фотография "веселого ширика" - в заголовке этого поста.
Параллельные полосы - это дороги, часть из которых уже не используется. Летом, когда стенки карьера подсыхают, здесь хорошо видны рудные жилы и пласты других пород.
На краю ямы находятся производственные помещения БМСК. Кажется, что они нависают над пропастью... В стенки карьера открываются шахтные стволы, причем, они такого размера, что туда свободно заезжают большие БелАзы.
А если присмотреться, внизу, в карьере, можно увидеть работающие экскаваторы и самосвалы. Эта фотография сделана с телеобъективом, затем кропнута и увеличена. На фото - БелАЗ 60-тонный. Колесо такой машины почти с меня ростом (180 см, между прочим).
Налево пойдешь - в карьер попадешь. Направо - в отвалы и к шахтам. Прямо - выезд из промзоны. Местный антропогенный пейзаж
Медная и цинковая руда валяется здесь везде... ну прямо на дороге. На снимке - кусок медно-цинкового колчедана.
Недалеко от смотровой площадки пара экскаваторов разбирают кучу щебня.
Это ЭКГ 4,6 - экскаватор карьерный горный, объем ковша 4,6 кубических метра. Размером он с небольшой дом, а в его ковше без тесноты могут поместиться несколько человек.
Когда я в детстве впервые увидел такую машину на дне карьера (разумеется, со смотровой площадки), я сказал своему отцу: "Пап, достань мне вон ту игрушку!". Горьким разочарованием стало открытие того, что эта "игрушка" в нашу квартиру не влезет...
Таким я увидел Сибайский карьер в 2010 году. Надеюсь, Вы его тоже когда-нибудь увидите. Вживую...
Продолжение следует.