ДЕЛО нижегородских сосудистых хирургов - посадить нельзя отпустить

Sep 21, 2019 10:31




Уважаемые друзья и коллеги, вы наверняка уже в курсе громкого дела, которое шьют нижегородским сосудистым хирургам. По этому поводу уже вторую неделю бурлит медицинский интернет и не только, почитать подробности можно, к примеру, здесь>> или тут>>. Да и вообще, все социальные сети забиты этой историей, а на известном сайте change.org существует петиция "Руки прочь от докторов!!!!", под которой подписались уже много тысяч человек.



Вкратце, история такая. В больницу обратился пациент, которому потребовалась операция по стентированию (расширению) сосудов ног. Она проводится с помощью т. н. "стента" - это такой трубчатый металлический (и не только) каркас с памятью формы, его устанавливают в просвет сосуда, где он, расширяясь, увеличивает его просвет - так восстанавливают кровоснабжение и возвращают к жизни части тела и органы, в т. ч. сердце.



В общем, ничего волшебного или уникального в этой операции нет - ежегодно их делают тысячами не только за границей, но и в нашей стране. Скажу даже больше - подобные хирургические вмешательства входят в программу госгарантий и оплачиваются по ОМС, что еще раз говорит о заурядности таких операций.

Так вот, в нижегородской больнице, куда пациент обратился за помощью, стентов в наличии не оказалось. Типа, нету - и всё на этом. Поэтому хирурги, Максим Кудыкин и Андрей Васягин, предложили пациенту купить нужный для операции биоматериал в какой-то коммерческой конторе. Что он и сделал. Для этого, если верить пациенту, потребовался кредит, который он выплачивает до сих пор.

Хирурги провели операцию. Установили купленный пациентом в какой-то коммерческой конторе стент.

Информация о последующих событиях, как минимум, противоречива. Одни СМИ пишут, что "хирурги провели уникальную операцию и спасли пациенту нижние конечности, а он, тварь неблагодарная, написал на них заяву". Другие СМИ, наоборот, рассказывают о том, что "операция прошла с осложнениями, и ногу (ноги?) пациенту всё же пришлось ампутировать. Правильно сделал, что написал". Но не суть. Хирургов, проводивших операцию, обвинили в мошенничестве, завели уголовное дело и посадили в СИЗО.

И теперь вся медицинская общественность крайне озабочена и взволнована, все сочувствующие пишут петиции, поручительства, социальные сети полны комментариев и публикаций, типа "Сажают лучших!", "Они ни в чём не виноваты!", "Тридцать седьмой возвращается!" и т. д.

Подчеркну еще раз, уголовное дело заведено по статье 159 УК РФ "Мошенничество", именно по ней доктора отправились в СИЗО - это важно. Иными словами, речь идёт об обмане и злоупотреблении доверием с целью наживы, а не о врачебной ошибке.

Друзья, я хочу рассказать вам две истории. Из моей прошлой жизни. И, я надеюсь, вы поймёте, почему это происшествие не оставило меня равнодушным.
История #1.
В 1999 году я учился на третьем курсе Башкирского Государственного Медицинского Университета в Уфе, снимал квартиру вместе со своим одноклассником где-то в районе Зелёной Рощи. Однажды вечером, прямо перед ужином, Спартак (так звали моего одноклассника) вдруг побледнел, схватился за живот и упал на пол, корчась от боли. Через минуту его вырвало тёмной кровью. Я вызвал скорую, Спартаку поставили диагноз "прободная язва желудка" и срочно госпитализировали в одну из городских больниц. Я поехал вместе с ним, подготовил его к операции, дождался перевода в реанимацию и т. д. Ушёл домой только под утро. На следующий день, после учёбы, я поехал его проведать и поговорить  с лечащим доктором.

Врач сказал, что дела плохи, моему однокласснику требуются кое-какие лекарства, которых в больнице, разумеется, нет. И кровь. Много крови. С кровью проблем не было - мои однокурсники, будущие стоматологи, с готовностью откликнулись, - и мы дружно пошли сдавать кровь для Спартака.

А вот с лекарствами.... доктор дал мне направление в аптеку, где нужно было купить необходимые медикаменты. Одним из лекарств значился Цефазолин который пришлось купить, внимание, по 50 рублей(!!!) за флакон (напомню, что стипендия отличника тогда была где-то в районе 200-250 рублей).



Для лечения Спартака требовалось 20 флаконов Цефазолина, а это 1000 рублей, - нереальные для меня тогдашнего деньги, ибо мы и так жили, периодически голодая. Несмотря на собственное бедственное положение, я отдал всё, что у меня было - лишь бы с однокурсником всё было в порядке. К счастью, он поправился, правда, год учёбы пропустил.

Уже потом, став доктором, я узнал, что Цефазолин - один из самых дешёвых антибиотиков на рынке. Даже сейчас, через 20 лет после этой истории, его стоимость в интернет-аптеках редко превышает 30 рублей за флакон... Если бы эта история произошла сегодня, то флакон Цефазолина, купленный по направлению от доктора, обошёлся бы мне в 411 рублей, а 20 флаконов - в 8220 рублей. Неплохо так, согласны?
История #2.
Прошло время, я закончил медицинский университет и стал доктором, стоматологом и челюстно-лицевым хирургом городской больницы.



Первый год работы моя зарплата составляла 1680 рублей (при прожиточном минимуме в 2690 рублей на тот момент). Правда, через несколько лет она выросла и вплоть до моего отъезда в Москву в 2008 году она составляла, в среднем 6-7 тыщ рублей в месяц, при работе на две ставки и с дежурствами. Иногда, когда я замещал заведующего отделением, она вырастала до 10 тысяч рублей в месяц - и я очень радовался таким ОГРОМНЫМ деньгам.

Для того, чтобы доктора не умерли с голоду, в больнице, разумеется, неофициально, существовали всякие дикие схемы вытаскивания денег из пациентов. Брать взятки или просто деньги "за оказание услуг мимо кассы" было боязно и уголовно наказуемо, ибо начальство и прокуратура, а "коммерческих" и "страховых" пациентов в государственной клинике было мало и доставались они, сами понимаете, кому.

Поэтому практика сотрудничества с определёнными фирмами, занимавшимися продажей биоматериалов, лекарств и т. д. считалась относительно честным, простым и безопасным способом дополнительного заработка. Происходило это следующим образом.

Например, случилась беда и вы, не дай Б-г, сломали челюсть.



Вам требуется операция остеосинтеза. Для этого нужна титановая пластина и титановые винты, которыми вам скрепят отломки челюсти.



Я, доктор на двойной ставке с зарплатой в 6 тыщ рублей (а на дворе, допустим, 2007 год с прожиточным минимумом 4 тыщи рублей) с серым от усталости лицом и красными от недосыпа глазами , говорю, что вам поможет только остеосинтез, а для него необходимы титановые пластины и винты, которых, разумеется, в нашей больнице нет. Но ничего страшного, вот вам направление в фирму, съездите и купите. Да, штука дорогая, но без пластин нельзя, иначе плохо всё будет-с...

И вот, вы едете в контору, покупаете пластину для остеосинтеза и винты за 6 000 рублей (в ценах 2007 года). При том, что сейчас, в 2019 году она стоит, максимум, две тысячи рублей, а тогда стоила, примерно, в два раза дешевле.

Для сравнения, если бы эта история произошла сейчас, то минипластина для остеосинтеза по моему направлению обошлась бы вам в 41 185 рублей.

Причём, вы не можете купить её без направления, в другой фирме, нигде, даже в интернете, вы не найдёте её реальной стоимости. Догадываетесь, почему?

С заплаченных вами за минипластину и винты шести тысяч, я получил бы три. Два пациента с переломами челюсти - и, в принципе, вот она, моя месячная зарплата.

Справедливо ли это по отношению к пациентам? Вспоминая первую историю, я могу дать однозначный ответ - это ужасно несправедливо. Это песдетс, дорогая редакция.

Мне очень стыдно за этот период моей жизни, но именно эти откаты "с продаж" не давали мне и многим моим коллегам скатиться совсем уж в нищету. Фактически, мы делали то, за что сейчас в СИЗО сидят Кудыкин и Васягин. Но для меня тогдашнего, для таких же докторов, каким был я когда-то - это просто вопрос выживания. Ибо прокормить семью на то, что платили тогда в больничках, было невозможно - я, будучи доктором, даже получал пособие как малоимущий.

Поэтому, даже если больничный склад был под завязку забит всякими стентами и титановыми пластинами, даже если у больничных лекарств выходил срок годности, нам было проще и выгоднее списать и выкинуть это всё на помойку, чем использовать в вашем лечении. Иначе нам всем пришлось бы жить на одну зарплату - те самые 6-7 тысяч рублей в месяц.

*   *   *

Мне одинаково тяжело вспоминать обе эти истории. Еще тяжелее вам их рассказывать.

Первую - потому что я тогда остался совсем без средств и некоторое время, фактически, бомжевал из-за какого-то врача-хапуги. Это было крайне тяжёлое время.

Вторую - потому что сам был врачом-хапугой и, возможно, также оставил кого-то без последних денег. А, возможно кто-то, чтобы оплатить копеечные минипластины и вылечить свой перелом, продал обручальное кольцо, взял кредит, который потом долго отдавал, но не отдал - и за это злые коллекторы под дверь ему насрали. Этому нет никакого оправдания.

Увы, но мир отнюдь не чёрно-белый, в нём нет абсолютного зла и абсолютного добра. Иногда герои совершают плохие поступки, а злодеи - хорошие. Иногда то, что кажется катастрофой, на деле приводит к позитивным изменениям, и наоборот, хорошие события приводят к плохим последствиям. Наша жизнь устроена слишком сложно, чтобы делать однозначные выводы о тех или иных событиях, историях и происшествиях.

Я не осуждаю своих коллег, возможно, выдающихся сосудистых хирургов Васягина и Кудыкина. Уверен, они хорошие люди и прекрасные специалисты.

Но и оправдать их, сказать, что они не виноваты, я тоже не могу. Мошенничество есть мошенничество, обманывать, особенно с целью наживы, в принципе, нехорошо.

Однако, я призываю всех прежде, чем вы начнёте что-то там кричать про свободу, репрессии и 37-й год, прежде, чем начнёте перепосты с хэштегами #ямыкудыкинвасягин - вспомнить о тысячах пациентов, которые продают квартиры, берут кредиты под грабительские проценты, распродают имущество лишь для того, чтобы купить какой-то там стент, эндопротез или сердечный клапан, которые, на самом деле, стоят копейки.

Я прошу вас подумать о докторах, работающих на две ставки с двадцатью дежурствами под постоянным прессингом со стороны начальства и угрозами со стороны пациентов, за 30-40 тысяч рублей в месяц. Тех, кто самоотверженно спасает ваши жизни и здоровье, совершенно забывая о своём. Тех, кого вы периодически пытаетесь сделать обслугой и виноватыми во всех своих проблемах. Типа, курил-бухал, а теперь доктор виноват, что у меня инфаркт - напишу-ка я на него в прокуратуру.

Я вот одного не пойму - почему мы, доктора и пациенты, должны быть по разные стороны баррикад? Почему все конфликты - это разборки между докторами и пациентами? Ведь существующая в российском здравоохранении ситуация, прямым следствием которой является история с Кудыкиным и Васягиным, одинаково вредит всем и, в основном, именно она является поводом для взаимных обвинений, недопонимания, конфликтов и разборок.

Давайте уже сделаем шаг навстречу друг другу. Давайте перейдём на одну сторону баррикады, ведь у нас с вами общие интересы - и глядишь, нам будет проще бороться за свои права.

Почему мы до сих пор этого не сделали?

Спасибо, что дочитали до конца.

С уважением, Станислав Васильев

Апдейт от 23.09.2019.
Между делом, я решил поинтересоваться, сколько же на самом деле стоят сосудистые стенты, за которые пациент заплатил +100500 тыщ рублей. На сайтах фирм-продавцов информации о ценах нет, но зато написано, что прейскурант предоставляется только по запросу. Я и сделал такой запрос, сразу в несколько компаний. Пока ответила только одна:


Простите, но я не понимаю, что мешает сделать рынок биоматериалов прозрачным и открытым?

#ямыкудыкинвасягин, здравоохранение, оффтоп, медицина

Previous post Next post
Up