Развод на деньги в стоматологии. Как этого избежать?

Nov 09, 2012 19:15

Здравствуйте, уважаемые друзья.

На фотографиях - две работы, срок обеим - полтора месяца:

   

Слева  - две пломбы на пятерке и шестерке. Справа - две пломбы, на шестерке и семерке. Слева лечение обошлось в 10 тыс. рублей, и справа лечение обошлось в 10 тыс. рублей.

А теперь, внимание, вопрос! В каком случае недобросовестные стоматологи развели пациента на бабки? А в каком он просто оплатил лечение?

Давайте сегодня поговорим о разводе на деньги. Это самая частая жалоба пациентов на клиники и врачей. Заодно вместе подумаем, как избежать этой проблемы.



*   *   *
Представьте, что вам впаривают Ладу Приору за 4,5 миллиона рублей. Разводят? Безусловно. При этом люди, которые покупают за такие же деньги новый Мерседес SL65 AMG почему-то думают, что платят адекватные деньги за адекватную машину.

Если вы отдыхаете в восьмизвездочном отеле на Мальдивах, вы готовы платить по 200 тыс. рублей в день за номер. И, я уверен, предложение отдохнуть за такие же деньги в турецком трехзвездочном отеле вызовет у вас, как минимум, недоумение и стойкое ощущение того, что из вас просто хотят вытянуть честно заработанное.

Стало быть, дело не в финансах, а в их соответствии качеству, уровню и условиям полученных товаров или услуг. Согласны?

Как формируется цена на стоматологическое лечение?

Она складывается из двух составляющих:
 1. стоимости материалов, амортизации оборудования и инструментов
 2. стоимости работы доктора, ассистента и другого медицинского персонала.

Причем, в большей степени конечная стоимость стоматологического лечения зависит от второго пункта. Типичный пример из имплантологии - я знаю московские клиники, где установка имплантата Alpha Bio (дешевый, стоимостью в 3 тыс. рублей и далеко не самый лучший имплант) стоит от 120 тыс. рублей и выше, также знаю места, где этот самый имплант можно установить за 9 тыс. рублей. Ни там, ни там пациентов на деньги не разводят. Просто это клиники и врачи совершенно разного уровня.

Здесь ВАЖНО ЗНАТЬ, что доктор не продает импланты, пломбировочные материалы или коронки. Он продает медицинскую услугу (имплантацию, лечение кариеса, реставрацию зуба), поэтому вправе сам устанавливать на нее цены, вне зависимости от себестоимости используемых материалов.

Цены на стоматологическое лечение подчиняются законам спроса и предложения.

Допустим, есть хороший доктор, который качественно делает свою работу. Со временем, у него становится очень много пациентов. То есть, предложение осталось то же, а спрос многократно вырос. Имеет ли доктор моральное право поднять стоимость своих услуг? Несомненно. До каких пор он может поднимать цены? До тех пор, пока спрос не уравновесит предложение.

Также закон спроса и предложения действует в обратном направлении. Клиники и доктора, оставшиеся без пациентов, вынуждены снижать цены, делать скидки и раздавать бонусы, поскольку не могут продать свои услуги за бОльшие деньги.

Вот почему нарваться на низкое качество и косяки риски больше у бюджетных докторов, нежели у дорогих. Например, есть у меня два знакомых ортопеда. Первый ставит металлокерамические коронки за 30 тыс. рублей/единица, и к нему очередь на месяц вперед. Второй ставит металлокерамические коронки за 2,5 тыс. рублей/единица, но при этом не может найти пациентов. А причина одна - у второго ортопеда получается очень хреновое протезирование, и скоро ему придется самому доплачивать пациентам за свои коронки.

В общем, из вышесказанного нужно понять, что стоимость работы должна соответствовать качеству. Поэтому я и рекомендую всегда, прежде чем начинать лечение у незнакомого Вам доктора, ознакомиться с его предыдущими работами и хотя бы на глаз оценить их качество. По фотографиям выше вы же поняли, где качественные пломбы, а где - не очень? Тут то же самое.

Если вы пришли за Мерседесом, то должны быть уверены, что покупаете именно Мерседес, а не оттюнингованную Ладу Приору.

Можно ли считать, разводом на деньги то, что данная услуга в соседних клиниках стоит дешевле?

Представьте, что на МКАДе в двух метрах друг от друга находятся два автосалона. Первый принадлежит Даймлеру, второй - АвтоВАЗу. В первом продают Лады Калины и Приоры, а во втором - Мерседесы.

Ни у кого не возникает желание забежать в салон Мерсов, ругаться, материться и кричать, что они уроды, мошенники и разводилы - ведь в соседнем автосалоне максимальная стоимость автомобиля составляет 500 тыс. рублей, а у них - в 4-5 раз дороже?

Но если вдруг в салоне Мерседес появится Лада Калина с ценником Мерседеса - конечно же, это будет мошенничеством и обманом. И типичным разводом.

Надеюсь, вышесказанным я убедил вас в том, что цена должна соответствовать качеству, а качество - цене. Если нет соответствия - это развод на деньги.

Как избежать подобного развода? Очень просто:
 - всегда перед тем, как начать работу с незнакомым ранее доктором, попросите показать его предыдущие работы (фотографии, снимки, модели etc.). Дилетантским взглядом оцените их качество (нравится/не нравится). И уж тогда принимайте решение, стоит ли лечиться у этого врача.
 - Сейчас в интернете куча стоматологической информации для пациентов. Часто встречаются хорошие годные статьи. Не поленитесь, займитесь самообразованием. Прежде, чем лечить кариес и ставить пломбу, неплохо было бы представлять, как эта самая пломба должна выглядеть.
 - вы должны отчетливо понимать, за что вы платите деньги. Если не понимаете - вообще лучше не платите.

*   *   *
Когда-то давно работал я с одним доктором, тоже хирургом. Доктор был так себе, пациентов у него было немного, поэтому он старался "выдавить" из них все, что мог. Если удалял зуб, то выписывал в счет по двадцать анестезий, если делал операцию, вписывал какие-нибудь экзотические материалы, которых сам никогда, отродясь, не видел.

Нужно ли говорить, что со временем его обманы начали быстро раскрываться, у него не осталось пациентов, он был уволен из клиники, и сейчас, если не ошибаюсь, занимается продажей китайских стоматологических установок?

Возможен такой вариант мошенничества? Безусловно.

Он характерен для невостребованных докторов. Тех, у кого по каким-то причинам (чаще всего из-за низкого качества работы) мало пациентов. В хороших и популярных стоматологических клиниках делать так - себе дороже. Да и необходимости нет - пациентов ведь много. Денег тоже.

Как уберечь себя от подобного развода на деньги? Очень просто:
 - нужно знать, что для лечения или удаления даже самого сложного зуба редко требуется больше двух карпул анестетика. Запись о количестве и объеме сделанной анестезии должна присутствовать в медицинской карте. Если в квитанции больше двух выбито больше двух анестезий, а при этом Вам сделали всего два укола - требуйте объяснений. Не оплачивайте ничего, пока их не получите.

- Все хирургические материалы имеют специальную маркировку с данными (серийный номер, партия и т. д.), которые в виде наклейки вклеиваются (или вписываются) в договор и медицинскую карту. Если в договоре нет информации об используемых материалах, а в квитанции на оплату он есть - нужно требовать объяснений.

*   *   *
Представьте еще одну ситуацию. Доктор лечит средний кариес, а потом в какой-то момент говорит: "Тут очень глубокая полость, придется депульпировать зуб" - и стоимость лечения увеличивается в разы. Возможно такое? Еще как.

А что, если действительно глубокая полость, и зуб надо депульпировать? Или просто закрыть его пломбой (обещал ведь пациенту!) и сделать заведомо некачественное лечение?

Вот здесь нас спасают снимки и фотография. Когда возникают непредвиденные обстоятельства в виде глубокой кариозной полости, дефицита костной ткани при имплантации или чего-то там еще, первое, что вы должны сказать: "Покажите мне, пожалуйста!"

Если такое происходит у меня, я останавливаю лечение, беру камеру, делаю фотоснимок (рентгеновский, при необходимости) и подробно объясняю пациенту, почему мы изменили план операции и почему она будет стоить дороже. Правда, такое было лишь пару раз, потому как мы к операциям готовимся очень серьезно и качественно обследуемся.

Если полость действительно глубокая - Вы должны это увидеть. Если есть дефицит костной ткани, Вы тоже должны это увидеть - на фотографии, на снимке, на компьютерной томографии. Вы должны четко понимать, за что вы платите или переплачиваете каждую копеечку. Не бойтесь и не стесняйтесь контролировать процесс лечения. Адекватный доктор это поймет. Неадекватный... а зачем он Вам нужен?

Ну и вообще, какие-то неожиданности во время операции или лечения - это говорит о недостаточном предоперационном обследовании и подготовке. Тоже делайте выводы.

*   *   *
Но самый частый случай разводов на деньги -  когда перед началом лечения озвучивается одна сумма, а после лечения - другая, гораздо более высокая.

Здесь важно знать причину увеличения стоимости лечения. Если она объективная - доктор затратил больше труда или материальных ресурсов (например, хотели просто вылечить кариес, а пришлось депульпировать зуб), тут главное понять, за что вы переплачиваете. Врач должен дать адекватные, подкрепленные доказательствами, объяснения.

Но если вам перед началом лечения (например, перед удалением зуба) озвучили одну сумму, а после лечения другую, хотя объем работы не изменился - вы вправе вообще не оплачивать лечение.

Вообще, если не получаете адекватных и объективных объяснений по поводу неожиданного увеличения стоимости лечения - не платите деньги вообще. Это ваше право, и закон на вашей стороне.

Во многих приличных клиниках перед началом лечения составляют финансовый план и дают пациенту с ним ознакомиться. Этот план нужен, прежде всего, пациенту, чтобы в случае его расхождения с квитанциями на оплату, требовать объяснений с доктора.

У нас в клинике составление финансового плана лечения перед началом конкретной работы ОБЯЗАТЕЛЬНО! Если кому-то что-то не составили - требуйте у доктора и, в случае каких-то проблем, обращайтесь либо к руководству, либо ко мне. Это вопрос не только профессионализма, но и порядочности.

Как уберечь себя от подобного развода на деньги? Очень просто:
 - требуйте доктора составить на бумаге предварительный план лечения. Ознакомьтесь с ним, попросите у доктора разъяснений.
 - в случае увеличения стоимости лечения - требуйте объяснений.
 - если объяснения вам не понятны - не оплачивайте лечение.

*  *  *
Ну и, последнее. В моей практике бывали всякие ситуации. Но никто никогда, ни один пациент не обвинял меня в разводе на деньги. Более того, даже если лечение оказывается более трудоемким и затратным, чем предполагалось ранее, ни один мой пациент не почувствовал этого финансово.

Мне кажется, самое дорогое, что есть у доктора - это репутация. Она всяко дороже лишней анестезии, пачки Bioss, двух винтов для остеосинтеза или двадцати дополнительных минут работы.

Я всегда был и останусь на стороне пациентов. Даже если в моей клинике кто-то что-то сделал не так - я должен об этом знать. Хотя бы для того, чтобы исправить ошибку и не допускать ее впредь.

Если у кого-то были сложные случаи при взаимодействии с врачами, если вы подозреваете, что стоматологи вас разводят на деньги - пишите в комментарии, либо личку. Я подскажу, как было бы правильнее поступить.

Ну и, давайте дорожить репутацией.

Спасибо за внимание.

С уважением, Станислав Васильев.

медицина, ликбез

Previous post Next post
Up