Про книги

Apr 08, 2017 21:08

Пока я вынашивал этот пост, первого апреля, в один день с Евтушенко, умер шведский актёр Гёста Экман. Поэтому в следующих абзацах попытаюсь объяснить вам, чем же мне так нравятся книги про Мартина Бека, которого Экман играл.


Пер Валё, Май Шёвалль. Розанна; Человек, который испарился; Человек на балконе; Смеющийся полицейский; Исчезнувшая пожарная машина; Полиция, полиция, картофельно пюре!; Негодяй из Сефлё; Запертая комната; Убийца полицейских; Террористы.

В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная шведская семья по фамилии Бек. Глава семьи Мартин Бек - самый обыкновенный папа "слегка за сорок", который работает в отделе убийств в стокгольмской полиции. Естественно, все его близкие друзья - это его коллеги, поэтому на работе он проводит всё больше времени (отчасти из чувства долга, отчасти из-за неумения отказать коллегам и начальству, которые уверены в его незаменимости). Постепенно дела в семье становятся всё хуже, а дела в полиции - всё заковыристей, и между первым и вторым он выбирает второе, не теряя при этом лица. Естественно, это вызывает уважение.
Мартин Бек - социалист и гуманист. В силу опыта он видит несовершенство системы и потому старается докопаться до мотивов каждого преступника, иногда симпатизируя им (во многом это перекликается с горячо мною любимым замечанием Гэндальфа о том, что каждый может в своё время пригодиться, поэтому следует избегать конфронтаций).
Кое-где декалогию относят к ироническим детективам, несмотря на всю серьёзность дел, с которыми сталкивается стокгольмская полиция. Делают это по разным причинам: в свидетели могут записать неподходящего на первый взгляд человека или просто лжеца (Буссе из "Человека на балконе" или механик из "Запертой комнаты"); кто-нибудь из полицейских один раз за книгу допускает вопиющий ляп (обычно это экипаж радиопатруля из Сульны или Бу Цакриссон); часты лирические отступления на бытовые темы и бытовое же окончание многих романов.
Книги написаны в 1965 - 1975 годах, и с тех пор реальность сильно изменилась: распались соцлагерь и ОВД; в мире появилось много новых государств; усилилась евроинтеграция; парламент стал однопалатным, да и большинство там теперь не у социал-демократов, а у "Альянса за Швецию"; сама Швеция находится в хороших отношениях с США, так что теперь почти не осталось причин митинговать у американского посольства. Реальность изменилась, и поэтому некоторые страшные преступления, например, валютные махинации, сегодня выглядят просто смешными.
"Террористы" дописывались уже после смерти Пера Валё, но вышли не слабее остальных. Дело в том, что если читать романы по порядку, то к десятому уже точно знаешь, чего ожидать от героев: Меландер проявит свою недюжинную память, Ларссон блеснёт силой, Ренн заметит какую-нибудь мелочь, Бек будет читать книгу о морских сражениях и виртуозно дирижировать этим оркестром, а радиопатруль и Цакриссон в очередной раз подведут. Возможно, ещё и поэтому кажется, что книга слишком похожа на предыдущие: параллельно расследуются несколько дел, как в "Запертой комнате"; поимка преступника и суд ничего не меняют, как в "Розанне" или в "Полиция, полиция, картофельно пюре!"; а главного злодея в конце убивают так же неуклюже, как в "Исчезнувшей пожарной машине".
Интересны и полезны, как всегда, ссылки на новые неизвестные реалии. В прошлый раз мы вспомнили Гарольда Челленора, а в этот раз - незаслуженно забытого фальшивомонетчика Юхана Альфреда Скога, о котором даже в шведском сегменте Википедии с первого раза ничего не найдёшь.
С годами бывает полезно вспомнить, как жили и работали люди без широко доступных ныне изобретений: сотовой связи, персональных компьютеров, Интернета. Вспомнить, встряхнуться и продолжить жить и работать лучше.

книги

Previous post Next post
Up