Агота Кристоф. Трилогия близнецов.
Знакомство с книгой было предопределено знакомством с
em_yabloko.
1. На дне рождения радио "Максимум" в Казани, куда мы вместе ходили
в 2005 году, помимо журнала Rolling Stone, раздавалась и "Афиша", в которой разместили рецензию на книгу.
2. Сама книга (paperback, сорок рублей) попала ко мне от Нади перед отъездом в Рим.
Толстая тетрадь.
1939 год. Мать привозит двух девятилетних близнецов Клауса и Лукаса (как несложно заметить, имена являются анаграммами) из столицы (видимо, Будапешта, хотя в романе город называется просто Столицей) на окраину приграничного города К., где живёт их бабушка. Постепенно они начинают жить практически независимо, отказываются от школы, а в школе жизни знакомятся со всеми пороками общества: шантажом, курением, алкоголизмом, проституцией, гомосексуализмом, педофилией, скотоложеством, изощрёнными убийствами, в которых участвуют и сами, - и записывают факты об этом в толстую тетрадь.
Фиксировать факты без анализа значит не иметь собственного суждения. С другой стороны, герои успешно учатся различным способам добывать себе пропитание, так что упрекнуть их в полной несамостоятельности трудно.
Многим уроженцам России очень сложно понять, что значит жить не в сверхдержаве; что значит, когда твоя страна не решает исход войны, а становится полем деятельности идеологов. "Толстая тетрадь" позволяет это представить.
Доказательство.
Третья ложь.
Вторая и третья книги представляют нам новые точки зрения на эти и последующие события.
Трилогия похожа на
"Слепоту" почти полным отсутствием имён, ибо имя ложно, и подробным описанием нелицеприятных сцен - только на этот раз их ещё и видят. В целом получился венгерский "Расёмон", только с расщеплением сознания на близнецов. Или не близнецов - тут уж каждый решает сам.