В традиционных буддийских учениях размышление о смерти является неотъемлемой частью медитации. Будда назвал смерть величайшим из всех учителей, ибо она учит быть смиренными, разрушает тщеславие, гордыню, все барьеры касты, вероисповедания и расы, разделяющие людей, ибо все живые существа неизбежно обречены на смерть. Многие буддийские культуры также практикуют небесные погребения, где человеческие трупы оставляют на открытом месте, например, на горных вершинах и в лесах, чтобы их съели дикие животные. Это может показаться жутким и ужасным для людей других культур, но для практикующих буддистов небесное погребение-еще один способ признать непостоянство жизни.
Это нашло отражение в форме японского искусства под названием кусодзу, которая появилась в 13 веке и продолжалась до конца 19 века. Кусодзу, что означает “картина девяти стадий разложения трупа”, изображает последовательное разложение трупа, обычно женского, в графических деталях. Шокирующий жанр искусства регулярно появлялся на протяжении более пятисот лет в различных форматах, включая свитки и печатные книги.
На фото: тело куртизанки в девяти стадиях разложения. Чернила и краски на шелке, около 1870-х годов. Британский музей.
В буддизме преодоление сексуального желания является необходимым шагом к достижению просветления. Поскольку женское тело было источником желания для мужчин, медитация на разлагающийся труп стала формой терапии отвращения для буддийских монахов. Не только мужчин, но и женщин просили медитировать на отталкивающие аспекты собственного тела.
Использование женского трупа как орудия презрения к собственному телу имеет давнюю традицию в буддийской литературе, восходящую к средневековью. Однако визуальное изображение этой темы является специфически японской адаптацией.
Ниже: Смерть благородной дамы и разложение ее тела. около 1700 года.
На первой картине придворная дама в кимоно сидит в помещении за низким красным столом, держа в левой руке свиток, на котором она написала свое прощальное стихотворение.
На второй картине она умерла и лежит на полу, укрытая по плечи одеялом, в сопровождении дамы и джентльмена.
На этой картине ее тело на открытом воздухе, голое, если не считать набедренной повязки, на циновке.
На четвертой картине гниение только началось.
Здесь ее тело разлагается на поздних стадиях гниения.
Гниющее тело теперь является падалью для падальщиков птиц и мелких животных.
Плоть почти вся истлела, обнажая скелет. Над ее телом распускаются цветы глицинии.
Только несколько фрагментов костей, включая череп и фрагменты ребер, рука и позвоночник.
Последнее изображение представляет собой мемориальное сооружение, на котором ее буддийское имя смерти начертано на санскрите.