Оля Солдатова сегодня блондинка. Месяц назад была апельсиново-рыжей. До этого - рубиново-бордовой. Еще раньше - гордо несла голову цвета морской волны.
Она мелко, звонко и дробно смеется - как будто рассыпает бисер по стеклу, свой бисер - по своему стеклу. Ее работы трудно называть работами - это предметы легкой жизни, сгустки ироничного отношения к себе и окружающему. Бисерные панно с шахтерами и лыжниками, алые стеклянные - не то кремлевские, не то октябрятские, - звезды, войлочные часы, ушанки с самолетиками, подушки с портретами самой Солдатовой - глядя на них, трудно не улыбаться. Рядом с ней вообще трудно сохранять серьезность.
«Да, Пако Рабан назвал меня «кутюрье 21 века», но не мне лично сказал, - он видел мой показ и сказал кому-то, а журналисты разнесли. Я же такая - и нашим, и вашим, и в приличных показах каких-то участвую, типа Недели моды, и в альтернативных. Но вообще - ко мне довольно давно прилеплен термин «элегантный авангард», и я с этим согласна».
«Мои вещи молодежь очень любит, девчонки совсем. Значит, что? Значит - у меня будет долгая творческая жизнь. Я одно время даже вела учет - кто у меня что купил. Самой взрослой было 78 лет, самой юной - 13. Одна дама, под 70, купила все-все: шинель, ушанку, валенки - полный комплект моего обмундирования. Дело, конечно же, не в возрасте человека, а в эмоциональном состоянии, которое у него вызывают мои вещи»
«Я совершенно не завишу от чужого мнения. Знаешь, я люблю иногда зайти незаметно в магазин, сесть и слушать, что люди у прилавка говорят. Ой, я всякого о себе наслушалась уже… У меня идея была даже - повесить тут диктофоны - а потом собрать все, сделать такой микс голосов, нарезку, и пускать по кругу. Хотя, дружки мои развеселые, если узнают, - они, конечно же, придут и специально такого обо мне наговорят!»
«В детстве я была грустным ребенком. Когда училась в художественной школе, меня даже преподаватели рисовали - такое у меня лицо было… полное печали. Но вообще я папина дочка. Брат - он маменькин сынок, а я - папина, и похожа на него очень внешне. Он приучил меня спортом заниматься и привил мне такой, спортивный характер. И этот характер у меня проявлялся везде - даже в кружке рисования. Мне всегда важно было выиграть. Даже в городском детском конкурсе рисунка - вспоминаю, как заточилась именно победить. Я прямо помню, как вычисляла, что нужно - побольше рисунков сделать, всякое такое. Потом узнала, что наша преподавательница рисования там будет главной, вспомнила, что именно ей нравится, и специально постаралась. И победила! А когда поступала в художественную школу, я очень плохо рисовала, и живопись у меня была ужасная просто. Но я старалась - прямо помню вот это усилие, физическое. Вся просто была мокрая от старания - сижу, язык высунула, нос потный…»
«Я вообще такой человек - заточена на результат. Вот это все рисование под настроение, для души, в стол - это не для меня! Я рисую для этой выставки, для будущей выставки, для конкретного заказа, - мне важно знать, что будет в финале».
«Очень люблю писать акварелью, у меня просто времени нет. Это как медитация - я сама с собой, мне приходят в голову мысли разные, не связанные с тем, что я рисую… новые идеи, проекты. Я вообще рисую очень быстро - у меня же было бессчетное количество практик в разных городах! Любую церковь, любой собор могу прямо за час нарисовать - по сырому, скоро-прескоро. Вот это мое любимое состояние - когда надо очень быстро писать, пока сохнет бумага».
«У меня есть мелкий фетишизм - когда я училась, был адский дефицит кисточек, карандашей, всего этого художественного. И у меня образовалась к этому безудержная страсть - скупаю все, что вижу, по всему дому - залежи кисточек, карандашей, фломастеров каких-то, хорошей бумаги…»
«Обожаю еду вкусную, мужиков красивых, шампанское. Музыку - без музыки вообще не могу ни жить, ни ехать в машине. И дома не переношу тишины, всегда что-то играет, всякие танцевальные вечеринки бесконечно устраиваю… Люди вокруг меня красивые всегда, веселые. Мне главное, чтобы веселые, я на работу нанимаю, смотрю - если скучный человек, или некрасивый - никогда не возьму. Вот Полина за прилавком стоит, неземной красоты создание - она у меня как ангел-хранитель. Вокруг меня вообще масса ангелов-хранителей, я их притягиваю к себе. Взять хоть магазин на «Винзаводе»: мне срочно туда надо было кого-то найти, и сама собой появилась Полина… У нее резюме ого-го какое, но она будто прямо под каким-то гипнозом пришла работать сюда. Просто как подарок мне! Ей тяжело, я ее буквально завалила работой серьезной, - но она, похоже, не жалеет. Я ее допытываю, - говорю, давай тебе зарплату прибавлю, она говорит - нет-нет, пока не надо».
«В меня, конечно, влюбляются, есть поклонники, есть. Но я сейчас больше ценю дружбу. Легко откажусь от свидания, если в это же время можно с веселыми парнями просто весело пообщаться… Мне это интереснее стало, я мощнейшее эмоциональное наслаждение получаю от общения. В основном у меня друзья, конечно же, парни, больше парней намного, чем девчонок».
«Не люблю зануд. Которые смотрят тебе в спину, когда ты мимо них летишь, такая прекрасная, - а они говорят, что ты как-то не так летишь, криво… Ограниченных людей не люблю, вредных, которые с претензиями… Это я просто сейчас конкретного человека вспоминаю.»
«Завидуют мне много, конечно. Я путешествовала на Алтае и встретила там целительницу, которая все про меня рассказала. Что у меня вся спина в зависти - представь, она у меня эту зависть снимала со спины, прямо, как паутину! Она ничего предсказывать не стала, но так объяснила, что меня может быть вот эта чужая зависть и погубит. А я не боюсь! И сама никогда никому не завидую - разве что в детстве, помню, завидовала одной девочке, что у нее курносый нос. Хотя нет - иногда сама себе завидую!»
«Я очень люблю рассказывать всякие истории. Мемуары можно было бы, конечно, начать писать - но ведь многие же еще живы, ха-ха-ха! И времени нет совсем, - думаю, лучше, чтобы кто-то записывал с моих слов. Вот мой друг Сергей Петрович Капица, он подарил мне книгу своих воспоминаний - так он всю ее наговорил».
«Однажды в Куршавеле на дне рождения чьем-то все танцевали в кругу, и там был Абрамович. Он был окружен охранниками, они вокруг него топтались - а я танцевала в стороне. Ну и там, конечно, было много молодых прекрасных девушек, которые к нему мечтали пробиться, к Роме, но охрана не пускала. А передо мной она в какой-то момент просто расступилась, и мы с ним рядом так эмоционально потанцевали… под группу «Ленинград». Я вообще для этого никаких усилий не предпринимала!»
«Я ужасная барахольщица, меня лучше не выпускать. В Москве спокойно сижу, а на выездах -просто маньячу, закупаюсь как ненормальная… Особенно я сумасшедшая по обуви - причем, больше половины из того, что у меня есть, ни разу не надевала, ну или по разу, может быть. Обувь, сумочки, головные уборы… обожаю на блошиных рынках детали для своих украшений покупать… Правда потом, когда вижу распечатки карт кредитных, счета опустошенные - ужас! Думаю, может мне солнце яркое по голове так ударяет? Вот Венеция - казалось бы, какой там шопинг? А я умудрялась спустить ну просто все деньги… Да…там, кстати, в последнее время хорошие закупщики модных вещей появились. Еще жизнь в Париже очень опустошает мои карманы… А из самых любимых моих мест для шопинга - Гонконг».
«Я стараюсь не рефлексировать, назад никогда не смотрю. Только вперед, да и то - не сильно вперед, живу сегодняшним днем. Если много проблем, задач каких-то - я их решаю просто по ходу, и все. Долгосрочных никаких планов у меня нету. Я даже бизнес-план отродясь не могла написать! Вот, к примеру, этот магазин - какой-то был бизнес-план, а в реальности все оказалось намного лучше. Я могу сесть и запланировать поездочки свои всякие, ну или там паспорт заканчивается - планирую, что новый надо сделать. Но жизнь планировать, на десять лет вперед думать - это не для меня. У меня не очень хорошая наследственность, поэтому я была бы рада просто остаться в живых через десять лет. А как именно я буду жить - совершенно не важно сейчас. Есть разные страхи, конечно, но они меня не мучают - потому что у меня есть способность себя не программировать на плохое».
«Я в работе руководствуюсь только тем, что мне самой нравится или не нравится. Вот стекло, например, просто обожаю. Я училась в Равенне делать мозаику - нас там целых два дня учили только разбивать стеклышки. А все эти кусочки цветные - они же совершенно родом из детства… вспомнить только, как мы все делали «секретики». Мои кузины, кстати, вот так закопали бриллианты бабушкины, в таких секретиках. Им уже по многу лет, - но они до сих пор с содроганием про это вспоминают…»
«Хочу, чтобы люди, когда слышат сочетание «Ольга Солдатова», - улыбались. Да так и есть, по-моему, на сегодняшний день. Самое лучшее мое было время - когда я для Гнеушева в цирке делала костюмы: ежедневный смех, ежедневное счастье. А когда моих Дедов Морозов выпустили на Первый канал - люди просто падали, гомерически хохотали. Там непонятно, что смешного, но столько в этом было радости! Мои вещи заряжают положительной энергией. Люди подходят к прилавку и улыбаются. Вот мне подруга говорит - что я у тебя могу купить, чтобы подарить свекрови? Что-нибудь нормальное, без чувства юмора у тебя есть? Так мы ничего и не нашли для этой свекрови. Покупатели рассказывают, что мою вещь наденешь - обязательно кто-то подойдет, спросит: «что это такое на вас?»… а сам улыбается».
«Я, конечно, иногда чувствую себя королевой. Когда лечу с горы где-то там во Франции, в лыжном костюме с бисерным лыжником, которого сама вышила. И только ленивый не подойдет и не спросит, что это такое на мне надето… Я даже избегаю с незнакомцами садиться в подъемник! Потому что меня же сразу начинают мучить - где я купила эту шапочку… Один бутик в Мерибэле у меня закупил у меня огромную партию - буквально всего, что они видели на мне».
«Но и само катание - ой, я это прямо обожаю! Я вообще-то не такой уж супер-мастер, - я встала на лыжи ну… в поздней молодости… Но когда меня спрашивают «как ты катаешься», я всегда говорю «авек плезир» - с удовольствием я катаюсь, вот как! Я не гоняюсь, мне важно, чтобы все было красиво: чтобы я была красиво одета, чтобы катилась красиво, чтобы каждое движение такое… отточенное. И чтобы гармония с природой, я просто тащусь от этого всего. И чем выше горка, чем выше я стою, тем большей королевишной себя ощущаю. Закладываю крутой вираж, вижу себя со стороны и думаю: "Черт, ну как же я хороша!»