Зимние фотосессии были популярны почти с самого момента изобретения фотографии. Но только в начале двадцатого века ретушёры научились добавлять снимкам искусственный снег. Нововведение мгновенно оценили девушки, и традиционное позирование в шубе получило второе дыхание.
Здесь стоит подробнее остановиться на технической стороне вопроса. Снежинки наносились на снимок двумя способами: первый заключался в разбрызгивании на негатив чёрной краски с помощью щётки с короткой щетиной. Процедура требовала изрядной аккуратности, на лицо человека и детали костюма накладывалась специально вырезанная картонная маска. В нижней части крайней слева картинки мы видим, как неряшливый палец ретушёра коснулся ещё влажной пластины и получился небольшой снежный вихрь.
На первом кадре мужской подборки мы можем видеть второй, "кисточный" способ, где каждая снежинка рисовалась отдельно, тонкой кисточкой. Эта технология была весьма трудоёмкой, зато не требовалась маска, и положение снега можно было задать исключительно точно. Второй снимок имеет снег лишь в нижней части, а третий демонстрирует уникальное сочетение обоих способов, пальто зарисовано кисточкой, а пейзаж - щёточкой.
Интересно, что на снимке девочки снежная вьюга была нанесена уже после соскабливания
копфгальтера.
Лично мне кажется, что "кисточные" снежинки выглядели гораздо хуще "щеточных". В основном потому, что имели одинаковый размер. Но зато кисточкой можно было быстренько намалевать на фоне ёлочку.
Порой, глядя на снимки царских времён, невозможно с полной уверенностью сказать, был ли снег нарисован, или это была студийная бутафория. Например на фотографии барчука в тулупе на камнях то ли краска, то ли вата, не поймёшь.
Но времена проклятой неопределённости скоро подошли к концу, и в головах поселилась разруха. Царские фотостудии были разграблены, паркет сожжён в печах, а рисованные фоны вышли на улицы. Тут никаких щёток и кисточек уже было не нужно, снежок на фотографиях был настоящим.
Нэпманы не чурались дореволюционных привычек, но в соответствии с пролетарскими привычками ходили в валенках без калош.
Пятидесятые стали временем расцвета поздравительных коллажей. Неожиданно воскресла "кисточная" технология, и Спасская башня Кремля укрылась пушистым снежком.
Снимок с развязным моряком ничем особенным не примечателен, а вот задумчивый летчик украшен снегом произведённым по третьей технологии, по всей видимости снежинки здесь пробивались ножницами.
Шестидесятые ознаменовались Карибским кризисом и возрождением "щеточной" технологии. Вместо краски использовалась чёрная тушь, ею же наносились поздравительные надписи.
Но время искусственного снежка утекало стремительно, и уже к началу восьмидесятых он окончательно исчез из обихода. Причиной стало то, что данная технология требовала наличия форматного негатива, хотя бы 9Х12 сантиметров. На узкой плёнке достичь того эффекта было уже невозможно, потому что даже самые маленькие "снежинки" получались размером с теннисный мяч.
Но от тех времён нам остались прекрасные, очень чёткие фотографии, покрытые белой перхотью.
Если присмотреться, на этих карточках можно заметить даже портретную ретушь по негативу. Сегодня это конечно выглядит очень смешно.
S.P. При написании этого поста наведался в папку поздравительных коллажей, и обалдел. Их там накопились сотни, теперь мне к этой теме даже страшно подступаться.