Кузнец против чучельника.

Jun 06, 2012 23:00

Много лет назад во всех школах нашей необъятной Родины было очень развито патриотическое воспитание. Всякая там наглядная агитация, флаги, вымпела, бюсты дедушки Ленина, и конечно же школьные музеи, в которых можно было посмотреть на ржавые штыки, гильзы, и дырявую немецкую каску. Потом СССР умер, и поколение Пепси перестало нуждаться в нравственных ориентирах в виде кусков ржавчины. И школьные музеи стали закрываться. Но не везде.

На днях довелось мне побывать в станице, где в школе до сих пор функционирует музей. Я к тому моменту в школьном музее не был уже лет тридцать, и ни в коем случае не думал, что он сможет меня впечатлить, но я глубоко ошибался. Мало того, что всё в нём сделано с милой сельской непосредственностью, важнее другое. Время в этом месте как будто остановилось, на стенах всё те же кумачовые стяги и портреты суровых красноармейцев, тычущих в зрителя штыками своих трёхлинеек, в компании непременного бородача, символизирующего собой сознательное крестьянство, и матроса. (Варяг, мы помним!)
И вместе с тем время там чрезвычайно наглядно оставило свой след, на всём лежит пыль и отпечаток запустения.

Экспозицию открывает великолепная подборка из тринадцати утюгов всех форм и размеров, расставленных на легкомысленной салфеточке.



Также эта подборка включает в себя давно владеющий моим умом фетиш - угольный утюг с дымовой трубой. Этакий мини-самовар для глажки белья.



Затем идут малоинтересные прялки, ступки, и прочая утварь из бытового обихода сельчан. Но немного далее, когда мезозой каменных жерновов заканчивается, зритель имеет счастье лицезреть в окружении вполне настоящих трилобитов великолепный барельеф, изображающий неизвестного науке динозавра, затейливо раскрашенного руками какого-то школьника, причём в выборе красок этот школьник явно не слишком старался контролировать свою фантазию. А бредёт этот смахивающий на ходячую игуану Тиранозавр почему-то среди весёленьких пальм. Оно и понятно-где же ему ещё ходить, не среди берёзок же?



Миновав эту одинокую Годзиллу, зритель неожиданно оказывается в следующем зале, где видит совершенно фантастическую диараму с чучелами животных. Почему-то стоят они в неком подобии бассейна, отделяющего экспонаты от зрителей с помощью бортика. На задней стене имеется роспись.



В мёртвой и пыльной тишине стоят эти живые когда-то существа, и угрюмо взирают на посетителя. Они переживают вторую смерть, теперь они умирают как чучела, их точат какие-то жучки, и они постепенно разрушаются. Тлен неживой материи - оксюморон, материализованный в реальности многолетним запустением. Медведь скалит зубы гипсового черепа, его морда уже полностью осыпалась.



В голове моей опилки, да-да-да!" - это не обязательно про Винни-Пуха, оказывается каждый медведь, побывавший в лапах таксидермиста, может петь эту песенку о себе, правда очень тихо. И не спрашивайте меня, почему он держит в лапах амфору. Может быть этот медведь - премьер-министр? Ботокса ему не положено, а вот амфору выдали.

Продолжая осмотр, замечаю, что некоторых из обитателей этой экспозиции уже просто невозможно идентифицировать.



Кем этот грустный (ослик?) был при жизни, уже неизвестно. Он выглядит озадаченным и потерянным. Снял его поближе, долго всматривался - нет, не опознал.



Чуть дальше стоят два кабанчика. Узнал их по копытцам.



В стороне от них стеснительно выглядывает из-за ног непонятно как сохранившего свои рога оленя ещё один обладатель пятачка. Правда и он уже немало пострадал, но у него хоть кожа ещё пока что ещё держится на черепе.



Главный экспонат немного покосился.



Надеюсь он не упадёт, и не придавит траченную молью белочку, ведь ей и так в жизни приходится нелегко - не один десяток лет она пытается достать орешки из шишки, в которой их давно уже нет.



Но конечно же венцом и апофеозом экспозиции является металлический (да-да, металлический!) броневик в масштабе (на глаз) где-то 1:5. Вот это настоящий шедевр! Реальный металл, настоящие заклёпки! Думаю, там были ещё и маленькие пулемёты, но видимо дети их давно вывернули. Как тут не вспомнить Ильфа и Петрова с их рассказом про огромное зубило, которое "бессмысленно и дико ржавело во дворе юбилейного учреждения"?
(Объектив поставил рядом для масштаба)






Колёса - настоящая резина. Подробность исполнения впечатляет - стёкла в фарах, петли, защёлки, буксировочные крюки - всё настоящее! Как гласит табличка на передней стенке, данный монстр-сувенир был подарен к юбилею учащимися Петроградской школы №154.



Какому идиоту пришло в голову сделать такой чудовищно бесполезный подарок - история умалчивает. Думается, трудоёмкость исполнения этой модели была весьма внушительна, если только изготовление этих маленьких броневичков не было поставлено на поток.



Картины на заднем плане дополняют впечатление. При изображении трёх центральных фигур живописец мастерски решил проблему, с которой хорошо знаком каждый художник-оформитель: как бы так изобразить человека, чтобы не рисовать ему ноги, и кисти рук? (Дело в том, что именно ноги и кисти рук нарисовать сложнее всего, там любые ошибки в пропорциях сразу бросаются в глаза. Об этом у художников-оформителей даже есть цеховая шутка - "нарисуй его, чтобы руки в карманах, и по колено в траве").

Подумав, живописец решил, что оружие этим воякам ни к чему, без оружия и руки попрятать будет легче. Одну руку наш художник спрятал за спиной центрального персонажа, ещё две распихал по карманам, но долго ломал голову над тем, что же делать с левой рукой мужика в красном халате? Если и её спрятать в карман, то уж слишком уж эти трое станут похожи на приблатнённых босяков. Потом решил - а пусть он будет раненый!



Но всё же художнику, как он ни старался, в моих глазах не удалось затмить броневик. Так и видится мне прилагаемый к этому броневичку гипсовый Ленин-лилипут, которого в годовщины Великой Октябрьской Революции можно было бы водружать на одну из башенок, чтобы все помнили и боялись...

P.S. К сожалению, в этом замечательно месте я был по работе, у меня было не слишком много времени для осмотра всех достопримечательностей, и вскоре мне пришлось уйти. Хотелось бы выразить благодарность заведующему этим музеем, совершенно спокойно разрешившему фотосъёмку. Сразу вспоминаются наши психованные бабушки из краеведческого музея, которые считают своим долгом ставить фотографу всяческие препоны, несмотря на то, что за съёмку были заплачены немалые деньги.

P.P.S. Против кузнеца у таксидермиста не было ни единого шанса, кузнец-то пролетарий!

Артефакты совка

Previous post Next post
Up