Человек с двумя зонтами.

May 06, 2023 03:00

Позируя, люди всегда пытались чем-нибудь занять руки. Обычный зонтик был очень удобен, на него можно было опираться, или просто держать в руках. Но выглядел он, откровенно говоря, скучновато.



То ли дело японский бамбуковый зонт! Тут тебе и красота, и экзотика, плюс невероятное богатство узоров и расцветок!



Он мог украсить любой променад, и прекрасно подходил для дачных фотосессий. Докупив кимоно и веер, можно было напихать в голову цветов, и изобразить гейшу.



Зонт с кисточками особо хорошо подходил для группового портрета.



Вскоре была написана песенка "идёт барыня, кожа белая", и барышне пришлось "дать чего", чтобы остаться целою. В числе прочего в собственность революционных масс перешли бамбуковые зонты. Изящная модель с кисточками, освобождённая от гнёта буржуев, вскоре обнаружилась в Гаграх, в руках простой советской труженицы.



Девушки тридцатых очень любили позировать с разными зонтами, но именно бамбуковый был вне конкуренции.



Шли годы, потребность в зонтах росла, но все попытки советской промышленности импортозаместить это чудо конструкторской мысли закончились чувствительным поражением. Отечественные зонты были не эстетичны и аляповаты.



Пришлось довольствоваться оригинальными разработками страны восходящего солнца. Японский аксессуар оставался желанным и в сороковые, и в пятидесятые. С ним фотографировались по всему побережью, от Абхазии до Одессы.



От Евпатории до Рижского взморья.



Мужчины и женщины, взрослые и дети - все обожали бамбуковый зонт.



Иногда он встречался даже на снимках, сделанных в средней полосе СССР, в домах отдыха.



Жизнь этого пляжного аксессуара была удивительно долгой, в сороковых-пятидесятых он был чёрно-белым, в шестидесятых-семидесятых его раскрашивали вручную, а с приходом восьмидесятых он даже стал условно цветным. (Другого советская фотоплёнка просто не умела.)



В общем, за время существования СССР таких снимков было сделано великое множество, но взгляд исследователя цепляется за один нюанс, присущий абсолютно каждому кадру с японским зонтиком. А именно - подпись, сделанная рукой фотографа. Перьевая ручка, чёрная тушь: "Крым. Алушта.1961".



Так маркировали свою работу советские бытовики, и кадров с зонтиком без факсимиле светописца практически не встречается. Это кажется странным и загадочным, но однажды мне попался редчайший, уникальный кадр, который объясняет всё. Вот он, пляжный фотобарыга времён совка!



В стране, пославшей первого человека в космос, он был единственным, кто мог позволить себе такую роскошь, как импортный зонтик.

Иногда, вспоминая СССР, я поражаюсь тому, до чего убого мы жили. Сегодня мало кто помнит, что например на дачном участке запрещалось строить дом размером больше чем пять на пять метров. Приходили специальные комиссии с рулетками, и проверяли - не пытаешься ли ты жить лучше других? Не присовокупил ли ты себе пару метров лишней жилплощади? Если обнаруживалось, что ты виновен в чрезмерном присвоении своей же земли, активисты вываливали тебе угол дома кувалдой. До чего же милые люди жили в то время!

Фотографы-бытовики СССР, Артефакты совка

Previous post Next post
Up