Есть такая древняя русская традиция - с детства готовить мальчиков к смерти за царя. Важным этапом воспитания было приучение к военной форме. Поначалу это развлечение было доступно только людям состоятельным, в частности дворянам. Возьмут ребёнка, втиснут в солдатскую форму, и ну давай умиляться!
Маленькие мундирчики заказывались с полным соблюдением всех требований к форме одежды. Головные уборы, обшлага, и даже шифровки на погонах - всё выполнялось максимально точно. Мальчики были рады, им очень нравились красивые костюмчики, и игрушечные сабельки.
Девочек наряжали сестрами милосердия, их готовили врачевать раны.
Использование маленьких солдатиков в семейных фотосессиях было очень патриотично.
Светописцы, трудившиеся на Кавказе, предлагали своим клиентам костюмы маленьких казачков.
Черкески пользовались настолько большой популярностью, что в них фоткали даже девочек.
Но однажды время игрушечных казачков прошло. Настоящие, большие и злые казаки порубили шашками революционных рабочих, а те в отместку постреляли казаков из трёхлинеек. Вскоре царь отрёкся от престола, и наступило время, когда каждый имеет своё право.
Истребив благородное сословие, комиссары радостно примерили на себя его привычки. Разруха в клозетах не помешала заказать пошив детской формы, и на свет появились маленькие красные командиры. И вновь, исполнение детских шинелей было чрезвычайно тщательным. Погоны, портупеи, кубари, всё было идеально. Комиссарские отроки заслуживали самого лучшего.
Дети рабочего класса получили форму попроще - картонные будённовки, и деревянные палки. Если на конце палки была голова лошади, она считалась боевым конём, если головы не было, винтовкой.
В детсадах несмышлёнышам делали фанерные танки, и устраивали реконструкции схваток с мировой контрой. Неотъемлемой частью этих представлений являлись портрет великого Сталина, и Красная звезда, сложенная из винтовок.
После Великой Отечественной мало кто хотел вспоминать ужасы войны, и в детских армейских фотосессиях обнаруживается большой промежуток. Но вскоре Короля кукурузы сменил Бровеносец, и родилось оно - победобесие! Сначала маленькое и скромное, оно просило лишь уважения к ветеранам и почитания славных дат. Но к семидесятым окрепло, и приступило к захвату умов. Красивые костюмчики советскому труженику были не по карману, так что детей одевали во взрослую форму.
Детсадовские "Зарницы" лишились портретов Вождя, но взамен получили более достоверные танки, пушки, и автоматы ППШ, которыми было куда сподручнее крошить врага.
Через десять лет навыки, полученные на детсадовских утренниках, очень пригодились мальчикам во время выполнения интернационального долга в Афганистане.
Фотографы-любители вскоре обнаружили прекрасный съёмочный аксессуар для домашних съёмок - дедовские медали! Увешав мальчика красивыми железочками, его готовили отдать жизнь за Отчизну.
А самых невероятных высот патриотического воспитания достигли в городе-герое Волгограде. Там один фотограф сшил маленькую гимнастёрочку для пластикового пупса. Куклу наградили медалью "За отвагу", и фотографировали с нею детишек. Родители были невероятно счастливы.
Другие бытовики тоже не сидели сложа руки. К концу семидесятых уже в каждом павильоне имелся комплект военной формы для маленьких клиентов. Воинские звания и рода войск были разнообразнейшие, обязательным атрибутом была фуражка.
К восьмидесятому году "в рамках мероприятий по повышению авторитета генсека" вышла книга "Малая земля". Патриотическое воспитание достигло небывалого накала, и привело к появлению "военных классов", где форма шилась сразу на всех, на мальчиков и девочек. Чины были ограничены званием майора, а рода войск - удачей в поиске эмблем.
Студийные фотографии позднего СССР получили цвет, но не изменили содержания. Девочки и мальчики радостно улыбались в объектив, выражая готовность умереть за престарелого Брежнева.
А пару дней назад я своими глазами видел на детском дне рождения аниматора в солдатской гимнастёрке. Он пел, танцевал, и веселил детвору разными шутками. Кажется, я там был единственным, кому было не смешно.