Однажды фотографам-бытовикам захотелось иметь для съёмок медведя. Живого держать недёшево и опасно, а вот чучело ничего не сто́ит, и прекрасно справляется со своими задачами. Остался вопрос, где его взять? В магазинах такие вещи не продаются. Оставался единственный вариант - ждать, когда ближайший краеведческий музей спишет чучело косолапого ввиду преклонного возраста. Здесь недоеденных молью топтыгиных и подхватывали фотографы.
Хорошо, если медведь попадался маленький и покладистый, такого на съёмки возить легко, и дети его не боятся. А вот например фотографу с горы Ахун достался настоящий гризли, ростом под два метра.
Этот монстр имел грузинский нос, и стоять мог, только опираясь на толстую палку. Дети, увидев это чудовище, визжали от ужаса. Так что с ним фотографировались только взрослые, что сильно снижало прибыль владельца.
Впрочем огромный нос - не самая большая проблема, например в Сочинском дендрарии, работал фотомишка, которому с внешностью совсем не повезло. Видно чучельник был пьян, и вместо медведя у него получилось что-то среднее между крысой и собакой.
Зато дети его совсем не боялись, и у него имелась персональная
круглая табличка.
Другой сочинский мишка любил класть деткам лапу на плечо. А ещё он позволял себе пить на работе, и порой, когда он уже нетвёрдо держался на ногах, его просто привязывали к ближайшему дереву.
А в Кисловодске была медведица, у которой не было носа и правого глаза.
Никого это не смущало, курортники спокойно с ней фотографировались. А она как бы всем своим видом спрашивала: почему мои медвежата сделаны из камня?
Некоторые фотомишки сохраняли привычки из прошлой жизни. Например вот этот раньше был боксёром, и выступал в цирке. После встречи с таксидермистом он стал похож на заспанную кошку, но не утратил профессиональных навыков, и всегда позировал в перчатках.
Но все без исключения фотомишки очень любили маленьких детей..
...и даже самые свирепые охотно работали лошадками.
Помимо курортов фотомишки были чрезвычайно популярны в советских пансионатах. Например, в доме отдыха "Харинка" их было сразу двое, один белый, второй бурый.
А один медвежонок так долго работал в доме отдыха "Зелёный город", что вырос в огромного медведя, и на него пришлось надеть намордник.
Студийные фотографы тоже не упускали случая обзавестись хозяином тайги. В павильоне косолапый позировал с военными, и держал в лапах бочонок с мёдом.
Дети обнимали его, и влезали "на ручки".
Всех фотомишек, трудившихся на просторах СССР, просто невозможно описать. Медведи, набитые опилками, трудились по всей стране, от Сочи до Владивостока.
Иногда даже парами, в компании с грифом.
Но в начале девяностых, к моменту появления цветной фотографии поголовье фотомишек сильно сократилось. Под открытым небом продолжали работать только самые стойкие.
А самый последний, весьма потрёпанный и немного упоротый фотомишка работал в детской фотостудии.
Такова была история русского фотографического медведя.
P.S. Как уже поняли мои постоянные читатели, заголовок "Светописцы и таксидермисты" предполагает серию постов на заданную тему. В ближайшем будущем продолжим.