В погоне за длинным рублём, фотографы черноморского побережья отдавали все силы, каждый день совершенствуя разнообразие своих предложений. Самой распространённой бутафорией морских светописцев были кораблики. Ассортимент был невероятен, бытовики изготавливали яхты и пароходы, корветы и бригантины, фрегаты и крейсера. Мореходные качества у этих судёнышек отсутствовали полностью, в них ценился только экстерьер, и внешняя привлекательность.
Традиционно мощно выступили представители Анапы: парусники золотых песков поражали изяществом технических решений и разнообразием названий. "Бриз", "Орёл", Чайка", "Восток" - все конструкции разные, ни одного повтора!
Каждое судно со своим обликом, каждое со своим характером. Корабелы-патриоты, спуская новый корабль со стапеля, нередко давали ему гордое имя "Анапа". (И опять же, обратите внимание, при одинаковом названии - они все разные!)
Но не парусниками едиными знаменит был город орлов, там делали ещё и пароходы. Здесь разнообразие конструкций немного похуже, и одно судно выступает то как "Орёл", то как "Анапа".
Впрочем, несмотря на слабое выступление пароходов, в командном зачёте анапская флотилия остаётся самой многочисленной.
Поспорить с ней может только её давний противник и конкурент - Евпатория. Крымские фотографы заложили свою эскадру с размахом, именно они построили первый на черноморском побережье испанский галеон:
Само собой, на крымских пляжах тоже имелось множество яхт "Чайка", и пароходов "Евпатория".
А также шикарный парусник "Шторм" с нарисованным якорем.
И уникальная "Евпатория", единственная яхта, ходившая по морю и летом, и зимой.
Благодаря счастливому случаю лодка с бесхитростным названием "Крым" однажды была запечатлена вместе со своим хозяином. И мы можем увидеть типичную экипировку пляжного бомбилы - сомбреро, чёрные очки, и два фотоаппарата, 35-мм зеркалка, и среднеформатная "Искра".
Ещё нельзя не отметить чемпиона многопалубности, пароход "Черноморец", и каравеллу "Паллада", хозяин которой, озаботившись достоверностью такелажа, привязал к бушприту рыбацкий садок.
Как видим, Евпатория не ударила в грязь лицом. Особенно на фоне следующего участника, города Скадовск.
К сожалению, тамошние судостроители не считали плагиат чем-то зазорным, и выставили два совершенно однотипных корабля-близнеца, "Волна" и "Ласточка".
Черноморский город Коблево похвастался двумя парусниками, один из которых был снабжён даже маленькой пушечкой.
Предсказуемо слабо выступило Азовское море, один Бердянск спустил на воду несколько парусников не слишком впечатляющей конструкции. Хорошо хоть не постеснялись дать одному из них имя "Космос"!
Впрочем, Геническ Туапсе и Сочи вообще изготовили по одному кораблику.
Я полагаю, здесь мой читатель уже хочет спросить - неужели ни один строитель пляжных корабликов не догадался использовать романтический потенциал истории Ассоль? Тут всё не так просто. Идея конечно же лежала на поверхности, и грех было её не использовать, вот только расцвет пляжного судостроения пришёлся на семидесятые годы, когда цветной фотографии в широком обиходе ещё не существовало, и сколько ты ни крась паруса в алый цвет, на фотографиях они всё равно получатся серыми.
Один товарищ из Евпатории пытался сделать хоть что-то, и даже дал своему кораблику соответствующее имя, но его снимки всё равно были чёрно-белыми...
И даже в восьмидесятых своеобразная цветопередача отечественных фотоматериалов оставляла больше вопросов, чем ответов. То ли алые эти паруса, то ли малиновые?
Так что Ассоль дождалась своего принца только в начале девяностых, когда в стране появился Кодак.
Вот казалось бы и вся история пляжных корабликов, можно подводить итоги. На первое место, как и ожидалось, выходит Непобедимая армада из Анапы.
Широко рассредоточившись по акватории Чёрного моря, она готовится принимать заслуженные поздравления... но вдруг, откуда ни возьмись, на траверзе флагмана появляется грозный противник - бригантина из Геническа! Паруса наполнены ветром, пушечное вооружение, а на носу - кариатида с обнажённой грудью и безумным взглядом.
Такого анапчане не ожидали. Вожделенное первенство бутафорских морей уплывало из рук прямо на глазах! Краса и гордость анапского флота, эсминец "Альбатрос" получил пробоину, и затонул вместе с бескозыркой "Аврора".
И когда казалось, уже ничто не сможет помочь, уроженцы города чешуйчатых орлов бросили в бой корвет "Фараон".
Всего один бортовой залп из пяти мощных кулеврин восстановил статус-кво, и отправил противника к Посейдону. Тщательность исполнения, флаги, алые паруса, и главное - штурвал! У Геническа не было ни одного шанса..
Я понятия не имею, когда начал и когда закончил свою карьеру этот могучий властитель морей, у меня в коллекции есть всего одна его фотография, больше мне ничего не известно. Возможно он и сегодня пришвартован на одном из пляжей Анапы, и его пушечки, отполированные тысячами рук, всё так же грозно всматриваются в горизонт, готовые отстоять звание города с самой заковыристой фотобутафорией.
P.S. К большому сожалению, до наших времён дошло очень мало фотографий самых первых пляжных корабликов. А ведь там встречались поистине великолепные конструкции!
Неизвестно, где и когда был сделан этот снимок, но кораблик просто восхитителен!