"Женитьба" мертвецов.

Nov 15, 2020 03:00

Коллекционеру старинной фотографии попадается много необъяснимых артефактов. Для меня одним из самых загадочных всегда были портреты, на которых голова человека зачем-то обведена белой краской. Встречаются такие снимки часто, но совершенно бессистемно. Единственное, что их объединяет, это временной период - от царя-батюшки до раннего совка.



Для чего это делалось? Возможно, художник пытался скрыть недостатки фона? Но когда в паре с покрашенным попадался исходный снимок, обнаруживалось что с фоном всё в порядке, исправлять там было нечего.



Тем более странно, что данное явление носило столь повальный характер. "Закрашивали" мужчин и женщин, гражданских и военных, без какой бы то ни было системы или логики.



Иногда закрашивали одного человека на групповом снимке. Никогда не двоих, всегда одного!



Единственное, что можно было сказать точно - солдатам часто пририсовывали гражданские пиджаки. И опять непонятно, - с какой целью?

Порой экзекуции подвергался всего один член большого коллектива. Совершенно непонятно, почему выбор художника пал на человека, находившегося в заднем ряду?



Я много лет ломал голову, не в силах изобрести правдоподобного объяснения. Что это такое? Может быть, нимб? Какая-нибудь деревенская традиция канонизировать отдельно взятого родственника? Иначе зачем портить вполне неплохую фотографию? Ведь иногда "раскрашиваемого" даже вырезали из семейного снимка, красили, а потом возвращали обратно. Должно же быть этому какое-то объяснение?!



И как это всегда бывает, загадку раскрыл банальный случай. Попалась мне на интернет-аукционе "закрашенная" девушка с золотыми зубами. Обычный бытовой портрет, бросовая цена, я равнодушно скользнул по ней взглядом, и проскроллил страничку вниз.



И тут меня ждала неожиданная удача - вот он, ответ на все мои терзания!



Оказывается, закрашивание фона белой краской облегчало совмещение на одной фотографии двух людей, снятых в разных местах и в разное время. В работе фотографа-бытовика такое случается постоянно - один из супругов умер, а совместного снимка пары не сохранилось. И мастер допотопного фотошопа начинал "женить" людей с помощью кисточки и красок.

Видимо, "закрашенный" снимок переснимался на отдельный негатив, и потом на этапе печати совмещался с другим. Иногда ретушёр закрашивал всего одну сторону снимка - ту, с которой планировалось подставить второго человека.



Видно, мама не успела сделать фото с ребёнком, и их разлучила судьба. Снимок, получившийся из этой карточки, я пока не нашёл, но вдруг когда-нибудь попадётся?

Разгаданные загадки старинной фотографии, допотопный Фотошоп

Previous post Next post
Up