Фотографы всегда старались идти в ногу со временем, и любые достижения прогресса немедленно использовались ими для извлечения прибыли. В двадцатых годах воображение народных масс было захвачено аэропланами, и шаромыжники немедленно предложили своим клиентам "полетать".
Люди с большим удовольствием поднимались на фанерном аэроплане в нарисованные облака. Декорация мгновенно стала безумно популярна, и фальшивые самолётики распространились по всей стране. Вскоре их стало больше, чем
автомобильчиков, и
лодочек, вместе взятых.
Здесь нельзя не отметить удивительный факт - в отличие от лодок и автомобилей, которые существовали в огромном количестве форм и вариантов, все бутафорские самолётики были похожи друг на друга, как две капли воды. Одни и те же рудиментарные колёсики, одни и те же звёзды на крыльях, и даже летели они всегда справа налево.
В разных городах и регионах, на протяжении многих лет, фотографические аэропланы были совершенно одинаковыми. Даже фон не менялся: дирижабль в верхнем левом углу, пароход в центре, и два паровозика по краям.
И в довершение, на борту каждого имелась надпись "Привет из Ленинграда". Поверьте, я видел сотни таких фотографий, и везде был один и тот же привет.
Причина такого однообразия объясняется просто. Любой в те годы знал как выглядит лодка, и почти любой видел автомобиль. Соответственно, с лёгкостью мог их нарисовать. А вот настоящий аэроплан даже на картинке видел далеко не каждый. Так что провинциальные светописцы шли по пути наименьшего сопротивления, просто перерисовывая самолётик с фотографий коллег.
С годами художники осмелели, и стали менять первоначальную картинку. Трогать сам самолётик они ещё не осмеливались, но зато на земле уже вовсю рисовали настоящий Ленинград.
Вскоре вместо привета на фюзеляже появился главный лозунг тех лет - "Страна советов"
Затем случилось неизбежное, и самолётики стали передавать географические приветы. Вместо легкомысленных паровозиков, тянувших пассажирские вагончики, нижнюю часть снимка заняли тяжёлые составы, везущие руду, нефть, и уголь. А дирижабль переименовали в "Коминтерн".
А потом в глубинку пришёл кинематограф, народ узнал о международных перелётах, и о том, что самолёты бывают разными. Новые бутафорские бипланы полетели в обратную сторону, фотографы добавили к антуражу "лётчиский" шлем с очками, а на заднем плане, в память о героических челюскинцах, вместо дирижабля появился ледокол.
После войны самолётики стали более правдоподобными, и перестали копировать фанерные этажерки времён братьев Райт. Они неплохо чувствовали себя в Кисловодске сорок девятого года.
И даже в пятьдесят восьмом.
И судя по всему, даже немного позже, когда Король Кукурузы пытался воткнуть на Кубе свои ядерные ракеты, декларируя лозунг "Миру-мир".
Самый последний в истории бутафорский самолёт сварганил из говна и палок детсадовский барыга из Волгограда.
Простая конструкция, никаких надписей, только звёзды на крыльях. Ну и конечно "Миру-мир" в виде падающих бомб. СССР всегда был против военной агрессии, как и нынешняя Россия. А Донбасс там, или Афганистан - это такие мелочи, что и вспоминать не стоит.
Так и промелькнули по небосводу фотостудий картонные самолётики, оставив нам на память чудесные фотографии, показывающие умилительную нетребовательность тогдашнего обывателя. Главное - не забывать об этом, когда сам фотографируешься, а то пафосный снимок с десятым Айфоном в руках пятьдесят лет спустя будет смотреться точно так же, как полёт с серьёзным лицом на бутафорском самолётике.