Когда в начале двухтысячных фотолаборатории предложили услугу нанесения фотографий на любые поверхности, население восприняло эту новость с большим энтузиазмом. Обыватели ринулись печатать майки и тарелки с фотографиями внуков, бабушек, и прочих родственников. Кружка с портретом заняла первое место в списке подарков юбиляру, а печать на холсте принесла владельцам студий немало денег. Технология переноса фотографического изображения на любые поверхности казалась удивительной новинкой.
А между тем ещё при царе-батюшке любой gетербургский фотограф средней руки предлагал своим клиентам "Диапозитивы на стекле или фарфоре за умеренную цену":
И даже фотограф из маленького Гродно изготавливал "броши, запонки, жетоны, а также брелки и булавки с изображением желаемого лица".
То есть ещё в те времена фотографии с лёгкостью печатались на чём угодно, и это не воспринималось как чудо.
Конечно, брошки и жетоны, а равно и запонки "с изображением желаемого лица" если и сохранились до наших времён, то в крайне незначительном количестве, и я, например, их ни разу в жизни не видел. Но пара драгоценных артефактов в моей коллекции всё же есть. Первый - это пластмассовое блюдо с фотографией. Овальчик непритязательного дизайна имеет на своём донышке фотографическое изображение молодой девушки, напряжённо любующейся букетом цветов.
Если взглянуть поближе, у модели можно обнаружить
глазки от фотографа:
Датировать сей артефакт невозможно, скорее всего пятидесятые годы прошлого века. Отдельно стоит удивиться тому, что настолько хрупкий предмет прожил несколько десятков лет, и на нём нет ни единой трещинки. Видимо, причина в том, что он всё это время висел на стенке - жёлтое пятно в верхней части оборотной стороны - это следы клея, на нём держалась верёвочка, с помощью которой блюдце вешали на гвоздик. И конечно, данная посуда не при каких условиях не использовалась по прямому назначению, так как фотография с лёгкостью смывается водой.
Второй предмет - тарелка с семейным портретом.
Школьная форма позволяет предположить, что эта вещь немного моложе. На оборотной стороне имеется крошечное клеймо, настолько маленькое, что его невозможно прочесть невооружённым глазом. Но макрооптика творит чудеса, и мы узнаём, что такие тарелочки выпускал завод имени комсомольской правды.
Изображение здесь тоже совершенно не стойкое, и очевидно всю свою жизнь это кашпо провисело на стене, как раз для этого в верхней части имеется пара дырочек.
Обе эти тарелки были куплены мною на краснодарской барахолке, и я очень надеюсь, что однажды там всплывёт и булавка с изображением желаемого лица. Гродно отсюда не так уж и далеко, почему бы нет?