Чудеса древнего фотошопа.

Sep 30, 2016 11:00

Давным-давно, когда фотография была ещё тёплой и ламповой, а о цифре никто и слыхом не слыхивал, при необходимости внести изменения в изображение, всё делалось вручную, обыкновенной кисточкой. Сегодня я покажу пару очень интересных примеров такой работы.


Ретушь осуществлялась двумя способами - по негативу, или по уже отпечатанному изображению. Оба способа имели свои достоинства и недостатки: при работе над негативом существовала опасность его повредить, но зато с обработанного негатива можно было получить любое количество отретушированных отпечатков. При работе по отпечатку плюсом было то, что драгоценный негатив оставался в безопасности, а минусом было то, что получившийся результат существовал в единственном экземпляре.

Первая фотография - совершенно невероятный пример работы по отпечатку. Это уникальный дореволюционный снимок казачьего атамана. Как видим, художник не только добавил отпечатку чёткости, прорисовав усы, бороду, и черты лица, он ещё и победил главное ограничение фотографии тех лет - отсутствие цвета. С помощью красок он добавил снимку реализма, и тщательнейшим образом воспроизвёл все детали казачьего костюма.



С большой тщательностью прописаны газыри и знаки отличия.



Художник явно не пожалел на этот портрет ни времени, ни красок, и это привело к тому, что этот снимок имеет дефекты, свойственные только произведениям живописи, а именно трещинки на краске, так называемые кракелюры.



Вторая фотография - портрет молодой женщины, по всей видимости исполненный службой быта, предположительно в послевоенные годы. И это очень показательный пример ретуши по негативу.



Проблемой фотографов тех лет было то, что отечественные форматные камеры давали весьма мыльную картинку, которая при съёмке плечевого портрета усугублялась чрезвычайно малой глубиной резкости, и как следствие частыми промахами наводки на фокус. Прикрыть диафрагму было невозможно по причине низкой чувствительности фотопластин и недостаточной мощности студийных ламп накаливания. (Вспышек тогда ещё не существовало)

В результате павильонный портрет, изготовленный 300-миллиметровым объективом на диафрагме f4.5 являл собою весьма тоскливое зрелище - в фокусе оставались одни глаза, а всё остальное уже приходилось угадывать.
Так что на таких портретах дорисовка применялась не с целью ретуши или сокрытия дефектов внешности, а для борьбы с изначально низким качеством фотографии. Выбор ретуши именно по негативу по всей видимости объяснялся желанием получить воспроизводимый результат, и размером самой фотопластины, нередко приближавшейся по размеру к формату А4, уж там-то было где разгуляться.
Как мы можем видеть, ретушёр прорисовывал буквально всё, зубы, губы, и причёску.





А серёжку, на мой взгляд, он вовсе сам придумал и нарисовал, на исходном потрете её могло вообще не быть.



Глаза были самой ответственной частью работы, при значительном увеличении видно, что и бровь, и блик в зрачке нарисованы, а нижнее веко обозначено одним мазком кисти.



В заключение скажу, что принимая во внимание глубину вмешательства в изображение, никак не может не возникнуть вопроса о сохранении портретного сходства. Но на этот вопрос твёрдого ответа у меня нет, потому что снимок девушки был куплен с рук на блошином рынке, и других её фотографий для сравнения у меня нет.

P.S. Завтра, если не забуду, расскажу историю первой фотографии, она удивительна.

фотообразование для всех, допотопный Фотошоп

Previous post Next post
Up