Полезное кладбище.

Mar 02, 2016 10:23

Врачи говорят, "у каждого хирурга есть своё кладбище". Там лежат люди, оперируя которых, хирург ошибся. Аналогично, у каждого фотографа тоже есть своё "кладбище" - это память о людях, которых он плохо сфотографировал. Где-то в очень далёких закоулках памяти каждого светописца хранятся воспоминания о том, как он отдавал людям жутко дерьмовые фотографии. Лично я таких историй могу припомнить великое множество. Конечно, большинство из них весьма древние, и даже относятся к плёночным временам, но тем не менее.


Помню, как однажды я снимал свадьбу, день был пасмурный, но молодожёны, несмотря на все мои возражения, выбрали для прогулки  парк с густой растительностью. То есть вокруг деревья, свет чисто сверху, следовательно у всех надбровные дуги неандертальцев, глаза в провале, а носогубные складки прорезаются даже у того, у кого их сроду не было. Что в таких случаях делает фотограф? Ну разумеется прикручивает вспышку, ставит минусовую коррекцию, и пытается хоть немного выровнять это безобразие. Мой тогдашний Nikon F-100 работал с заполняющей вспышкой вполне предсказуемо, нужно было только помнить о том, что для поясного портрета необходимо было ставить минус одну ступень, а для ростового минус одну треть. Чем объяснялась такая зависимость работы Никоновского "трёхмерного" матричного экспозамера, я не знаю, но выражен этот эффект был очень чётко. Так что я снимал спокойно, лишь иногда менял уровень коррекции в зависимости от дистанции.

Но как же сильно я ошибался, когда думал, что предусмотрел всё! Невеста в этот раз имела одну особенность, которая совершенно ускользнула от моего внимания, а именно - сильно лоснящуюся кожу. Когда первые контрольные отпечатки полезли из печатной машины, меня чуть Кондратий не обнял - новобрачная на всех снимках сияла лицом, как полированный чайник. Нет, там конечно же были и кадры без вспышки, но тем не менее почти вся прогулка выглядела просто жутко.

Встретившись с молодожёнами, для отдачи фотографий, я не знал куда прятать глаза. Снимки были разложены в пронумерованные бумажные пакеты, в каждом плёнка, и сделанные с неё отпечатки. Пока они смотрели выкуп и ЗАГС, где моя вспышка была направлена в потолок, я ещё даже пытался шутить. Но вот зашуршал пакет, с которого начиналась прогулка, и я виновато опустил глаза, обдумывая свои оправдания. Что говорить, я так и не придумал. Сетовать на погоду? Но как объяснить термин "верхний свет", и его неприемлемость для съёмки портрета? Рассказать, что вспышку нужно применять всегда? Звучит неправдоподобно... Из задумчивости меня вывел радостный щебет невесты, восхищавшейся тем, как прекрасно она получилась. Я понял, что гильотина мне сегодня не грозит, и выдохнул. Не знаю, в чём там было дело, может она привыкла видеть себя на фотографиях такой блестящей, или они решили, что так и должно быть, но меня поблагодарили, и мы расстались очень довольные друг другом.

А в другой раз у жениха в верхней челюсти не было одного зуба, а я этого не заметил. Причём зуба не было впереди, на самом "фасаде". Я думаю, что именно по этой причине он постоянно держал губы плотно сомкнутыми. От этого он всё время выглядел сосредоточенно-угрюмым. И вообще он был парнем серьёзным, заставить его расслабиться было очень непросто, печать суровости лежала на его лице как приклеенная. Но я всё же несколько раз заставил его улыбнуться, и каждый раз очень чётко поймал этот момент. Правда его губы приоткрывались на такой короткий миг, что щёлкнуть затвором-то я успевал, но вот рассмотреть его улыбку в деталях - нет. И получилось, ... ну вы поняли. На большинстве снимков жених вышел радостно-щербатым. Зато с тех самых пор я стараюсь замечать такие вещи ещё на этапе предварительных разговоров.

И ещё незабвенное - однажды мне попалась очень красивая невеста, просто чудо какая девочка симпатичная, миниатюрная, натуральная блондинка, просто куколка. Регистрация была поздняя, и прогулка была уже вечером. И вот тут, в казалось бы наизусть известном городском парке, я совершенно неожиданно нашёл прекрасную точку с очень интересным светом, невеста оказывалась на тёмном-тёмном заднике, и её контур обрисовывал жесточайший контровик заходящего солнца. Световые лучи пронзали её фату, и великолепно очерчивали причёску. Мне это очень нравилось, я был увлечён до крайности, и чуть ли не половину всей съёмки сделал на этом месте - и парные снимки, и те на которых невеста одна - всё на одном месте, всё в том же контровике. И как-то я не обратил внимания на то, что у девочки очень густые пушковые волосы на руках. И получилась жуть жуткая: стоит невеста, позирует, а вокруг её прекрасных ручек - светящийся ореол.

Многим девушкам кажется, что взгляд исподлобья выглядит очень загадочно. Однажды судьба подбросила мне модель, которая была уверена в своей неотразимости именно в этом положении. Так что добрую половину съёмки она провела с низко опущенным подбородком, глядя в объектив снизу вверх, а у меня не хватило опыта понять, что не стоило ей этого позволять. Дело в том, что глаза у неё были поставлены не очень широко, а нос был тонкий, прямой, и... скажем так, не очень короткий. При низком наклоне головы он реально прикрывал краешек верхней губы. В результате на всех снимках получилась какая-то сова, угрожающе рассматривающая добычу перед тем как её клюнуть.

На этом наверное можно уже закончить, и пояснить наконец, в чём же заключается полезность этого кладбища. Я считаю, что каждый фотограф должен иногда заходить на своё кладбище, просто чтобы напомнить самому себе о том, как это бывает, и избежать подобных ошибок впредь. Потому что у некоторых моих коллег кладбище вообще бесконечно. Зайдёшь на личную страничку такого "мастера", а там кресты, кресты, и кресты, до самого горизонта. И когда ты спрашиваешь - Чувак, почему ты никогда не заходишь на своё кладбище?! - он удивлённо смотрит на тебя, и отвечает - Да ты что, какое кладбище?! Это же карнавал, и галерея шедевров!

А сам живёт среди усыпальниц, и каждый день пополняет их всё новыми мертвецами...

фотообразование для всех, фотографии которые не получились

Previous post Next post
Up