Мнение архитектора, источник:
http://archialternative.ru/2011/05/26/top-10-clients-lies/ Да, порой архитектор может безобидно соврать заказчику по мелочи. Бывает!
А ведь с другой стороны заказчики (инвесторы, девелоперы, подрядчики и даже официальные лица) постоянно надувают архитектора, обманывая его в самых, что ни на есть главных моментах: в платежах, в сроках, в объемах работ…
И это далеко не полный список. Часто обман граничит с мошенничеством и даже с уголовно-наказуемым актом. Но заказчики могут себе это позволить, они богатые и могучие, а архитекторы, дизайнеры - бедные и неорганизованные. Ладно, давайте-ка поглядим как «они» красиво «нам» поют.
1. «Это будет прекрасный проект»
«Самая банальная, самая распространеная, самая искренняя ложь.»
Но фишка в том, что из уст архитектора это звучит печальной иронией, ведь профессионалы знают как много препятствий лежит между прекрасной мечтой и уродливой реальностью. А вот заказчик высокомерно врет сам себе по поводу «прекрасности». Этот самообман сверх-опасен, и когда суровая реальность стукнет по голове, заказчик начнет обвинять всех и вся, и в первую очередь архитектора, за неумение воплотить в жизнь его, заказчика, «расчудесную мечту».
«Если это ваше утверждение, г-н Заказчик - правда, то мы должны находиться в окружении только «прекрасных зданий». Да конечно душки-девелоперы не причем и все эти омерзительные строения вокруг - вина одних архитекторов.
.2. «Деньги - не проблема»
Заказчик не всегда говорит об этом на первой встрече. Но рано или поздно, как только его «мечты» столкнутся с какими-то ограничениями, он обязательно обронит эту безответственную фразу. Не верьте ей! Деньги это всегда проблема. (Самая вредная ситуация, это когда вы слышите подобное утверждение от жены заказчика во время обсуждения дизайна её спальных покоев.)
.3. «Этот проект принесет вам известность»
Нифига! Уж
простите мне моё изысканное отрицание. Этот проект принесёт известность
не мне, а ВАМ. В случае успеха станут известны все, кроме архитектора.
На церемонии открытия объекта девелопер произнесёт главный спич,
подрядчик получит какую-нибудь государственную или муниципальную премию,
дизайнер интерьеров будет упомянут в глянцевых журналах, а архитектор…
что ж архитектор сможет покушать халявных бутербродиков на церемонии
открытия.
.4. «Вы сможете заработать на этом проекте»
Опять вонючая наглая ложь. И больше не извиняюсь, в гробу я видел вашу изысканность. ВЫ и только вы заработаете на проекте. Причем жирно заработаете. Что же до меня, то мне для счастья достаточно, если платежи за сделанную работу будут поступать вовремя. Исходя из смехотворных сумм моего гонорара, единственно на что я рассчитываю, это не потерять денег на вашем проекте. Заработать? Да я даже и не мечтаю об этом!
.5. «Вы получите всю необходимую вам информацию вовремя»
Грязный двойной обман. Уважаемый архитектор, вы НИКОГДА и НИЧЕГО не получите. Все закончится тем, что вы сами будете выжимать у инженеров и властей необходимую для работы документацию, обещанную заказчиком. Сразу напоминаю: на это уйдет масса времени, и разумеется никто вам за него не заплатит. Заказчик как-то быстро забудет свое обещание и автоматически решит, что это всегда находилось в сфере ответственности архитектора. Нет, это вовсе не в сфере моей ответственности. У меня просто не было выбора, и я собрал всю исходную информацию за вас. Мне же нужно делать свою работу.
.6. «Наша команда маркетологов окажет вам всяческую поддержку»
Маркетологи это сторожевые псы заказчика, паразиты, чья задача «отжать деньги» любыми методами. Самым эффективным методом является немедленная кастрация всякой креативной идеи, предложенной этим болваном-архитектором. И ведь никто даже не заметит противоречия между действиями маркетологов и утверждением заказчика о «прекрасном проекте» вПункте 1. Ужас!
.
7. «Я не собираюсь вмешиваться в ваши дизайн-решения, связанные с эстетикой»
Ха-ха-ха! Я должен комментировать это?… (Это правда… в течение первых 5-ти секунд)
.8. «У нас с вами общие интересы»
Да, да конечно…
Мой интерес спроектировать как можно более профессионально, в то время как ваш - построить подешевле, а продать подороже. И как же это сочетается, сэр?
.9. «У нас есть бюджет и у нас есть сроки»
Отлично, я это уважаю. Тогда почему ж вы постоянно изменяете бюджет, увеличивая затраты на рекламу и урезая средства на важные проектные решения, которые часть моей работы? И почему вы постоянно требуете предоставлять вам чертежи до установленных сроков?
Вы утверждаете, что вам необходимо рассмотреть документацию заранее?
Опять врете. Вы никогда этого не делаете вовремя, ведь как только вы это сделаете, вы должны осуществить платеж. Я уважаю
ваш бюджет и ваши сроки.
Так почему же вам плевать на мои?
.10. «Архитектор это самый важный человек в проекте»
Намеренная ложь. О мой дорогой заказчик, для тебя самый важный человек - банкир, финансирующий твой проект. Или агент по продажам, который его рекламирует…
Или даже чиновник, выдающий разрешения на строительство. Хотя конечно это твоё утверждение могло бы и быть правдой. Ибо всех этих чиновников, агентов, финансистов, при всей их важности просто не существовало б без наивного архитектурного дизайна и не столь наивных архитектурных чертежей.
Так почему ж я заклеймил это обманом? Хмм… да потому, что архитектор не самый важный человек в проекте. Ты ошибаешься, заказчик.
Архитектор в проекте - не человек. Он - БОГ. И поэтому нас всегда распинают.