Эстония - маленькая, но очень гордая страна.
Анекдоты рисуют ее обитателей тотально неторопливыми, с характерным растяжным акцентом.
Эстонцы пессимисты. Самое частое слово в обиходе - "нет". Чувство юмора едкое, но чаще всего направлено на себя самих.
Самоирония порой доходит до самоуничижения.
Вспоминается картинка в Большой Советской Энциклопедии и подпись к ней - "крестьяне Лифляндской губернии. Духовная жизнь небогата".
У Эстонии, быть может, самый мрачный государственный флаг из всех существующих. Сочетание белого, синего и черного.
Сами эстонцы, что неожиданно и неизвестно для многих, характеризуют себя "поющим" народом. Но, надо признать, это верно - эстонский язык действительно певуч, не в пример родственному финскому, и певцы из эстонцев выходят самобытные.
У эстонцев кризис самоопределения.
Во первых Эстония практически никогда не была самостоятельной, все время находилась задворками в чьем-то составе. То у России - Петр I взял отсюда, из Лифляндии жену, и она больше сюда не вернулась. То у Швеции, то у немцев. Даже само название столицы, и то значит всего лишь "датская крепость".
Во вторых - эстонцев всегда было очень мало. Они вечно исчезающий народ.
Кроме того - все кто представляет себе эстонцев высокими и голубоглазыми ошибается. Высокие и голубоглазые - это ассимилированные давным давно немцы. Эстонцы же низкорослые, темные, с взглядом обращенным внутрь, всей своей фигурой приземистые.
Эстония страна бедная.
Мало природных богатств, каменистая почва, сложная для земледелия, климат.
Немногочисленное население.
Сложилось лишь с сельским хозяйством - великолепные молочные продукты и сыры, ну и, разумеется, исторически эстонцы были великолепными рыбаками и мореходами.
Многие эстонцы связывали свою жизнь с морем просто от безысходности. Еще Хэмингуэй в свое время заметил - "сложно найти хоть один порт мира, где вы не найдете хотя бы одного безработного эстонского матроса". Эстонцы часто уходили из родной Эстонии матросами на любых судах, и не возвращались. Судьба их не обязательно трагична - многие, после работы, оседали где-либо - в Австралии, в Латинской Америке.
Несмотря на то, что эстонцев немного как таковых, их потомков можно встретить в самых экзотических уголках планеты.
У эстонцев кризис с "знаменитыми эстонцами" - все люди, так или иначе связанные с Эстонией и прославившие ее, чаще всего эстонцами не являлись. Крузенштерн. Лотман, с всемирно известной Тартусской школой. Долго проживший в Таллинне Довлатов.
Вплоть до самых неожиданных личностей - Бог Войны (без кавычек), страшный мистический тиран Монголии, немец барон фон Унгерн - с эстонских островов, где у него было родовое имение.
Ныне Эстония в незавидном финансовом положении.
Во время тучных нулевых годов, когда Эстония входила в ЕС и становилась самой компьютеризированный страной мира (любую информацию можно получить не выходя из дома, разные административные вопросы решить, даже голосовать не выходя из дома можно), страну нашпиговали кучей евросоюзовских денег, чтобы подтянуть страну под евросоюзовские стандарты.
Многое пошло впрок, а многое нет.
Многие, оказавшись заваленными дармовыми деньгами, решили что счастье и процветание уже настало, работа много где остановилась, народ начал строить роскошные дома, сорить деньгами.
Потом ударил кризис, ручей денег в страну иссяк. Выяснилось, что промышленности нет, удачных инвестиций тоже, предложить вовне нечего.
Евросоюзу не до Эстонии, соседняя Латвия сама в яме, Финляндия как воспринимала страну как место куда можно забуриться побухать на выходные, так и воспринимает. С Россией рассорились (причем во многом неумно, на пустом месте), отчего морской грузопоток и нефть пошли мимо, а именно с них Эстония очень недурно долгое время кормилась.
Сейчас главная примета страны - почти везде, на каждом доме, висит "MUUA", то бишь "продается".
Народ хотел уйти на рывок в благополучие, но надорвался.
Все продается, но покупателей нет.
Очень многое о стране, о народе можно сказать по его кухне. Чудная книжка эстонских рецептов, которую имел счастье держать в руках, говорит лучше всего - блюда а-ля "булка", суп с мукой и все виды ухищрений, которые можно сделать с одной салакой.
Когда на столе у эстонца с завидной регулярностью появляется салака - дела незавидны.
Вот и сейчас. Страна как всегда мила, самобытна, полна трепетных деталей.
Рай для туриста.
Но у обычных эстонских жителей салака на столе прочно прописалась.
Чайки. Примета любого приморского города.
Особенно приятно их видеть в спальных районах, где близость моря понять сложно
Улицу узнаем? Нет?
"Пора-пора-порадуемся на своем веку!...". И четыре пьянтоса на лошадях
Ратушная площадь. Сердце города
Таллинн славен крошечными милыми сказочными домиками. Например этим - внизу марципановая лавка, а наверху, там где уютное окошко, вот уж много веков живет семья, держащая эту самую марципановую лавку
Таллинн, кстати, считается родиной марципанов
Таллинн и Львов (ну, еще и Амстердам пожалуй) - города самых удивительных и колоритных питейных и жральных заведений.
В Таллинне терпят страшные убытки Макдональдсы и прочие фаст-фуды - потому что полно самых невероятных заведений, со своим лицом, посидеть в которых выйдет в те же деньги, при своем колорите.
Old Hansa. Очень убедительная стилизация под средневековье. Электричества нет, все освещено свечами.
Еда готовится по средневековым рецептам, без какой-либо техники - все на огне, в котлах, на вертелах, в печи. Эль - готовится здесь же, выдерживается в бочках. Посуда - глиняная, самолепная. Блюда - грубые и убедительные. Грубые куски мяса, сытные каши, убедительно приготовленные овощи. Большие глиняные кружки, тяжелые столы и стулья, полумрак и мерцание свечей. Люстра со свечами из тележного колеса.
Даже поход в туалет превращается в экскурсию
Рассказать о всех уникальных заведениях - нужно отдельный вояж и отдельную серию репортажей.
Из того, что нужно упомянуть особо, как не имеющего аналогов - "Бальтазар", заведение работающее несколько веков (!), на одном и том же месте, с коронной чертой заведения - все, абсолютно все блюда, включая чай и мороженое, имеют в составе чеснок.
Сложно представить, что чеснок может быть настолько универсален и вкусен везде, но это свершившийся факт, доказанный (без голословия) веками.
Под высокие стандарты Таллинна приходится равняться всем. В 90-е годы город наводнили самые разные заведения с разными национальными кухнями, но те, кто не учел высоких стандартов, не задержались.
Поэтому в Таллинне можно без страха пойти в любое заведение, оно окажется достойным в любом случае.
Главный китайский ресторан города под крепостной стеной
По Старому Городу можно гулять бесконечно, даже старожилы замечают все новые и новые, ранее не замеченные, детали
Город за пределами исторического центра тих, не отличается достопримечательностями, хотя очень уютен. Даже самые обыкновенные и простенькие советские домишки тут сумели привести в опрятный, приветливый вид
Автовокзал
В виду отсутствия грабительских пошлин, автопром в Эстонии анекдотично дешев (а как еще назвать четырехлетнюю Киа, в идеальном состоянии, которая считается старьем и которую никто не купит за цену свыше 2 тыщ баксов?).
Тем уважительнее смотришь на сохранителей раритетов, да еще в рабочем состоянии
Иэх, когда-то и у меня такой был
Большинство старых построек находятся под охраной, к перестройке и смене исторического облика города относятся трепетно, даже если эти постройки далеки от звания архитектурного шедевра
Некоторые названия улиц имеют странную этимологию. Hobusepea например
"Лошадиная голова"
Россия по эстонски - Venemaa. Улица Vene - русская, соответственно. Этимология слова Vene мне неясна
Таллинн, в бытность Ревель, всегда был приморским, портовым городов, и создавался так же
Самое ближнее откуда можно попасть из Таллиннского порта - в Финляндию, в Хельсинки. Паром идет всего пару часов. И визы теперь не нужны. В Финляндию можно мотаться как к бабушке на дачу
Этнографический музей под открытым небом.
Самый убедительный экземпляр, характеризующий трудное эстонское детство - тяжеленные деревянные качели, на раскачку которых требуется недюжинная физическая сила, на остановку - тоже.
Шутка родилась сама собой - "максимум шесть детей одновременно. Минимум тоже"
Эстонский музей современного искусства великолепен. Просто невероятно великолепен. Рекомендуем к посещению не просто как музей с картинами, а очень показательный музей.
Эстонская частично мрачность, частично самоирония, частично пессимизм видны тут в каждом экспонате и в каждом закоулке.
Даже советский период - и тот получилось обыграть так, что цензура пропустила, но вложенное едкое издевательство заметно незамутненному взгляду сразу же
Кладезь шизофрении - зал с головами.
На площадь стены в несколько этажей все увешано головами, часть из которых исторические личности, часть обыкновенные люди.
Но шизофрения заключается в том, что каждая из этих голов что-то говорит. В каждую встроен незаметно динамик. Каждая голова о чем-то бубнит, о чем-то рассуждает, посмеивается каким-то своим словам.
Можно подойти к каждой и послушать в отдельности.
Можно отойти в сторону - разные голоса сливаются в общий гул, словно ты находишься в многолюдном зале обсуждений
Эстония - 100% Европа.
Здесь чистота, спокойствие, умная, размеренная жизнь, оплата парковок посредством SMS, нет ошалелых толп туристов и мигрантов, великолепная балтийская природа, спасенная экология, милейшие городки.
Цивилизация, велосипедные дорожки, вкусные продукты, развлечения.
Сюда не единожды стоит приехать.
Но отсюда, к сожалению, хоть и понимая все плюсы, люди уезжают. Мало перспектив.
Источник:
community.livejournal.com/russiantowns/2318084.html