[это проект для квартирной выставки «Радость моя», собранной художницей
Зоей (Zoa Art) ещё в феврале этого года. Год уже заканчивается, и Зоя готовит уже другую, ещё более интимную выставку
«Нежность», которая откроется завтра. Тем не менее, вот повод вспомнить старое - этого я пока ещё нигде не публиковал]
«Чужая радость»
То, что я делаю в художественном плане, будь то музыка, тексты или политическое искусство, по большей части совершенно безрадостно, мрачно и т.д. Во всяком случае, я часто слышу такой упрёк в свой адрес - я постоянно слышал его от родителей, меня и до сих пор обвиняют в непонимании сути комического и т.п. Сложно выдерживать долго такую осаду, так что я то и дело сдаюсь и начинаю думать, что радость, действительно, есть что-то далёкое и загадочное для меня - несмотря на то, что те страшные или отвратительные вещи, которыми я занимаюсь, в конечном счёте приносят мне именно радость и удовлетворение.
Вот и совсем недавно, во времена
«увы-парада», я столкнулся с травлей со стороны исповедующих радость и запрещающих себе унывать. Чуть ли не на следующий день после депрессивной демонстрации появилась «ответочка» оптимистов - «ах-парад», - целью которого, впрочем, было не вести с нами диалог, а утопить наше высказывание в волне позитива. Эффект, правда, получился немного другой: фотографии с «ах-парада» в целом тоже производили какое-то удручающее впечатление, так что всё это вместе - наше нытьё и ответный удар бодрых духом - в целом составило некое «увы и ах».
как бы то ни было, мне стали писать какие-то люди, они по-отечески меня увещевали, что всё не так плохо, часто советовали мне найти работу
один чувак из ах-парада (который сфотографировался на фоне заснеженных новосибирских новостроек с котом за пазухой, сигаретой в зубах и с бумажкой, на которой было написано «нытики, летите на йух») советовал мне идти поработать в хоспис, а потом уже грустить, тоже сначала таким отечески-заботливым тоном, который в конце концов сменился отечески-грозным: «отпиздить ублюдка» (у него даже фамилия была отеческая: папшев)
найди работу, а потом уже ной
найди работу, чтобы потом ныть (нельзя же просто так ныть)
но мне думалось, что для всех этих чуваков из ах-парада, которые так опростоволосились, их радость тоже обернулась травмой: зубоскалили по их поводу много, так что и не радость получилась, а обливание говном какое-то, и, как мне показалось, хлебнули они достаточно
вот, например, их образы теперь в моём распоряжении, и я могу делать с ними что вздумается
могу от души поиздеваться
но в конце концов остаётся просто желание разобраться с этой чужой радостью
где здесь радость? радость ли это вообще?
можно ли этому верить?
вот, например, стоит мужчина с плакатом «роди трёх детей»
ведь этот чувак не родил же трёх детей - строго говоря, он вообще ни одного не родил и никогда не родит
и почему именно трёх?
(а не троих?)
потому что надо быть реалистами - и требовать почти невозможного
(дескать, а ты роди трёх детей, а потом уже рассуждай о жизни, о радости, о невозможном)
это инициатический транспарант
как врата рождения или смерти
и нужно пройти сквозь него, чтобы начать что-то смыслить в жизни
(а ты сначала роди трёх детей, сука, а потом говори тут мне)
или потому что лукашенко говорил беларусам, что каждый третий ребёнок, которого они рожают - его
и ведь этот чувак, наверное, так и останется в вечности с этим плакатом в руках
он будет метаться от бодрого самоутверждения до глубочайшего отвращения к себе, при этом в надписи, которую он отныне всё время обречён держать, не поменяется ни буквы
и после смерти, наверное, он вступит в рай с этим же лозунгом: «роди трёх детей»
а потом и сам будет встречать вновь прибывающих, но уже с несколько изменённым плакатом: «а ты родил трёх детей?»
и на голове его будут шевелиться языки пламени
кто он, в конце концов?
в конце концов остаётся лишь сокрушённое удивление перед этой непостижимой радостью другого, как будто я смотрю на неё со дна морского, из-под толщи мутной воды