[фото Аксиньи Наумовой. Взято
отсюда]
Препарированный текст Тацуми Хидзикаты (собственно, его последнее публичное выступление, известное как «
Мой танец родился из грязи»), который послужил основой для
звуковой и кинетической импровизации 21.01.12 в Кемерово с участием
студии «Как Буто» и
Siberian Improvisation Company:
[грязь
родился
из грязи
князь
грязь мама
князь]
сейчас
я простужен
у меня насморк и я вынужден всё время сморкаться
окружающие меня люди тоже простужены и всё время сморкаются
так постепенно возникает своеобразная общность
болезнь определённым образом объединят людей
может быть, затянувшаяся простуда позволила бы людям
жить в добрососедстве, мире и дружбе
[мире и дружбе]
сейчас
я расскажу вам кое-что об этой простуде
о моём постоянном насморке
и о моей родине, где постоянно
свирепствует ветер
да, сумасшедший ветер веет и бушует там непрерывно
разбушевавшийся ветер, который
пригибает поля
с воем и скрежетом швыряется снегом
закручивается в вихри и переходит в бурю
превращает людей в «духов ветра»
и катит к вашим дверям
[людей духов ветра
катит к вашим дверям
людей]
люди всё время пекутся о своём здоровье
эта забота о здоровье доходит до патологии
я же, напротив, хочу подойти к человеку с меркой бед и болезней
[бед и болезней]
движимый этой мыслью
я нашёл в книге одного монаха
место, где он рассказывает о своём сновидении
там говорилось: «я умер
и тело моё было обращено в пепел
душа моя стояла рядом и наблюдала
как горело моё тело
она заметила, что тело горело с трудом
поэтому она отломила от дерева ветку
ткнула её в угли и перевернула мясо
чтобы оно горело лучше
наконец, мои руки и ноги
мою плоть сожрал огонь
как только это произошло
душа моя разразилась
горькими причитаниями
но соседи ничего не слышали
и никак не реагировали
тогда душа моя заплакала громче
[громче]
но напрасно
и я, наконец, понял
что у мёртвых души безголосы
и поэтому их вопли остаются неуслышанными
и тут я проснулся»
«минуточку, здесь что-то не так»
- размышляет дух ветра
- «эта история произошла не там
не во сне
монах сочинил её
когда уже проснулся
а потом записал…»
мой дух ветра
или человек из снега и ветра
человек
летит по ветру и размышляет о сновидениях монаха
и предоставляет ветру похоронить свою душу и своё тело
затем похороны во сне и на ветру перемешиваются у него в голове
и душа его начинает плакать
но нельзя сказать точно, плачет ли это он или это веет ветер
он становится больше и больше
[и больше и больше]
и, наконец, оказывается перед дверью нашего дома
о чём он думает?
его мысли заняты историей монаха
и в этом состоянии его тайна
он входит в комнату
молча садится к очагу
один из членов семьи также молча
подкладывает в очаг уголь
кусок за куском
[мой человек
из снега и ветра
дух]
ещё ребёнком я наблюдал за ним и размышлял в тиши:
«что за странное существо этот человек
он очень необычный и немного страшный
и всё-таки рядом с ним я чувствую себя очень уютно
что это значит?»
и тут он открывает рот и говорит:
«о-о-о - ты плакал»
у-у-у - так воет ветер
я учусь понимать, насколько огромен ветер
его лицо ужасно как предсмертная маска
его тело сотворено не из плоти и крови
[из плоти и крови]
и вообще это не тело
переодетое, чтобы сыграть роль
это существо похоже на бога
вселившегося в человеческую оболочку
[из снега и ветра
дух]
[там
на родине]
даже летом принято
перед тем, как войти в дом
постучать деревянными башмаками
чтобы отбить с них снег
такие стойкие привычки выработала у людей зима
[человек
из снега и ветра]
тоже иногда ходит по домам, чтобы погреться
все мои старшие братья были на войне
я остался один
я слышал стук деревянных башмаков и ощущал его присутствие
в страхе я бегал по дому взад-вперед
может быть, эти впечатления детства
имеют что-то общее с танцем тёмного тела
я верю в это
в конце своего долгого пути
гонимые ураганным ветром и пылая всем телом
люди снега и ветра
приходят, наконец, в наш дом
я уверен, что рассказал вам полезную историю
весной же
ветер показывает себя совсем с другой стороны
он превращает землю в грязное месиво
по сей день перед глазами у меня стоит такая картина:
маленьким ребёнком я упал ничком в грязь
я лежу в дерьме и чувствую себя таким бедным и несчастным
что словами не передать
пень, и тот заплакал бы от жалости, на меня глядя
и вдруг я почувствовал, что боль
покинула моё тело и приняла причудливую форму
я сидел в бедственном положении
и тут на меня
сквозь полуприкрытые веки
как бы находясь между сном и явью
посмотрел какой-то мальчик
не моё ли это тело
вернувшееся в исходную точку?
вдруг голова мальчика покатилась ко мне
знаю, что это абсурд, но тем не менее
я играл в грязи с катящейся головой мальчика
почему - я не могу это вам объяснить
но это было на самом деле, поэтому
я могу вам рассказывать об этом
когда вот так сидишь в дерьме
то замечаешь, что с тобой
происходят своеобразные вещи
голова и ноги меняются вдруг местами
на подошвах вдруг открывается рот и всасывает грязь
мы по-особому относимся к своим подошвам
разве мы не ходим по земле так
как будто завидуем ей
что оставляем на ней
свои следы?
как бы то ни было
у меня до сих пор сохраняется чувство
будто мои голова и ноги поменялись местами
и это чувство
постоянно вызывает в памяти
горестные воспоминания детства
я должен здесь со всей ответственностью заявить
что танец тёмного тела берёт начало в весенней грязи
но не имеет ничего общего с традиционным искусством храмов и сундуков
могу вас заверить, мой танец родился из грязи
когда я родился, небо начало хмуриться
вижу себя на корточках в прихожей нашего дома жующим древесный уголь
да, в те времена дети были вынуждены есть древесный уголь
нам говорили, что это успокаивает нервы
женщина, которая заставляла меня это делать
сидела в противоположном углу и жевала огурец
принесённый ею с огорода
сердце у меня билось как у собаки
страдающей от скуки, беспокойства и нетерпения
я бегал взад-вперёд по полутёмному помещению ореховой лавчонки
обуреваемый желанием выкинуть какой-нибудь трюк
я чувствовал, что иначе пропаду в этой дыре
такие воспоминания постоянно
преследуют меня
детство запечатлелось у меня в памяти как бесконечная монотонная равнина
на которую с неба постоянно сыплется снег
во время посевной и уборочной страды все взрослые были в поле
и трёх-четырёхлетние дети оставались одни
я ходил к соседям присматривать за ними
маленькие дети делают странные и неприятные движения
один пытался накормить крошками собственную руку
я наблюдал за этим совершенно спокойно
маленькие дети рассматривают свои руки и другие части тела неосознанно
как какие-то объекты
они, безусловно, видят в них какое-то третье лицо
так, однажды я видел ребёнка
пытавшегося откусить себе ухо
возможно, это звучит смешно
но здесь скрыты основы фигур танца тёмного тела
в наблюдении за детьми и за тем, что они делают со своим телом
позднее я нашёл в одной книге описание следующих феноменов:
какой-то ребёнок пытался накормить пальцы своих ног
ещё один поднимал в огороде камень, чтобы показать ему окрестности
однажды я потихоньку взял половник в поле и там его оставил
потому что мне было жалко, что он висит на кухне и не видит природы
воспринимать части собственного тела как предметы и инструменты
и наоборот, любить вещи как собственное тело -
вот в чём заключается тайна танца
танца тёмного тела
[помимо собственного
у тебя есть тёмное тело
и что такое здесь «собственное»?
которое из неопределённого множества
где-то крошащихся
растущих
растягивающихся
куда-то
продолжающихся
- твоё?]
«я пустая консервная банка»
- воскликнул я громко
в памяти всплывает эпизод:
приходит соседний мальчик и с улыбкой говорит:
«и я тоже консервная банка»
потом пришёл ещё один и сказал:
«мы - урна»
так между нами возникло чувство единства
тело моё без конца
увеличивалось в размерах, росло
как небо
как гигантская тарелка
которая, если разобьётся
принесёт катастрофу
весной
талая вода переполняла узкие русла рек
и с шумом кружилась в воронках и водоворотах
я часто прыгал в эти водовороты
и хватался за корни плакучей ивы
тут появлялись взрослые:
«он ещё живой или уже нет»
- кричали они со страхом и вытаскивали меня из воды
так я рождался снова
новое рождение - вот что это такое
я проделывал это ещё и ещё
мне было мало однажды появиться на свет из чрева матери
я и позже проделывал этот эксперимент с повторным рождением
на кухне у нас был глиняный горшок, наполненный водой
я разрезал воду серпом и приказывал ей замереть и не заливать разрез
я хотел остановить время
и в этом я тоже нахожу связь с танцем тёмного тела
этот танец нельзя выучить путём упражнений
его движения тело с годами усваивает непроизвольно
мой танец является материализацией того
что скрывается в глубинах моего тела
в моих воспоминаниях идёт и идёт дождь
дождю уже самому надоело идти
но он не может остановиться
вижу себя сидящим на открытой галерее
окружавшей наш дом
и пристально смотрящим на дождь
падающий на поле белокочанной капусты
у дождя нет ни начала, ни конца
окружающее пространство вместе со временем превращается
в монотонную пелену
тут я увидел взрослого
несущегося и пытающегося обогнать своё тело
а потом другого, который запыхался
потому что тело обогнало его…
я думал, что сгнию здесь, как белокочанная капуста в поле
потом я испугался и побежал прятаться в тумбу для постельного белья
конечно, посторонний не понял бы моего положения
но мне приходилось серьёзно бороться
мысленно
я представлял себя сперматозоидом
беспомощно и бессмысленно
болтающимся по коридору какого-то учебного заведения
моё детство - это беспомощный сперматозоид
доводящий меня до слёз
правда, я не показывал моих слёз
разрешите рассказать вам немного о моей матери
снег падал без конца
моя мать без конца рожала детей
уже через день после родов мать снова была на кухне
и чистила миски
роды для неё были повседневным делом
мои старшие братья один за другим ушли на войну
на прощанье отец для поднятия настроения подносил им выпить
они были непривычны к алкоголю
и у них краснели лица
с войны они возвращались урнами
заполненными пеплом
мои братья уходили красными от выпивки
а возвращались в виде пепла
ещё тогда я начал осознавать, хотя и смутно
что форма становится видимой
потому что исчезает
именно в силу исчезновения
форма становится ещё явственней
школу я ненавидел
родители никогда не принуждали меня ходить туда
поэтому я всегда сомневался -
идти туда или не идти
моё тело оказывалось в замешательстве
я вывихнул коленку и сел на землю прямо на улице
и тут прямо передо мной простёрлась
вывихнутая в моих мыслях равнина
спрашивается, стоит идти в школу или нет
и эта мысль приводит меня в замешательство
но в школу идти вовсе не надо
нужно только вывихнуть сустав
и всё сразу вправляется снова
я, как бездомная кошка
постоянно наблюдал за жестами и поведением членов моей семьи и соседей
собственно, делать было больше нечего и играть было не во что
даже соседская собака до сих пор живёт в моём теле
и все эти воспоминания плавают во мне
как плот по реке
иногда
несколько плотов встречаются вместе и общаются друг с другом
иногда они пожирают
один из главных моих продуктов питания - темноту
движения, собравшиеся в моём теле
становятся видимыми через руки
когда я пытаюсь что-то взять
рука, находящаяся внутри меня
одёргивает мою руку
и она не добирается до цели
я установил, что тело
которое не может ничего достичь по прямому пути
а только по обходному
- это давно сформировавшееся тело
такое тело оказалось абсолютно не приспособленным для танца
раз, два, три… - нет, так не пойдёт
я должен был найти окольный путь
скользить в пространстве
борьба с невидимыми вещами внутри моего тела
- вот моя основная задача
на полпути моя рука занемевает как у старых людей
или же она не возвращается с полпути
или она исчезает на полпути
крестьяне разводят шелковичных червей
когда черви грызут листья
они создают непрерывный хруст
в таком же помещении человек хрустит пальцами ног
во время послеобеденного сна
хруст от пожирающих листья червей
и от пальцев ног человека
сливаются в общий звон
такие ситуации наглядно показывают
что упражнения для заучивания танца бесполезны
иными словами, жест и фигуры
которые усвоило моё тело
снова рождаются и умирают
в своём танце я хочу их увековечить
я часто говорил о том
что в моём теле живёт моя старшая сестра
когда я пытаюсь встать, она садится на корточки
когда я сижу на корточках, она стоит
когда я занят своим танцем
она поедает темноту в моём теле
когда она падает, это означает, что я стою
она часто говорит мне:
«ты влюблён в свой танец
но то, что ты хочешь в нём выразить
ты мог бы выразить, если не выразишь»
поэтому она стала моей учительницей
мёртвых следует уважать и ценить
рано или поздно будем призваны и мы
мы постоянно должны помнить об умерших
сегодня ценят только свет
но кому свет обязан своим существованием?
обратной стороне тьмы, так как она несёт свет
[другой тьме,
той её изнанке,
которая уже никоим образом не есть свет
не есть свет
не ест свет]
маленькие красочники пожирали тьму
теперь у ночи больше нет темноты
[тьма плоть пища пожираемое]
теперь же позволим ветрам унести себя в поля
крестьяне сажают детей в корзины, предназначенные
для сохранения сваренного риса тёплым
сажают туда детей и берут с собой в поле
они берут столько корзин, сколько у них детей
- четыре, пять или больше -
и расставляют там и сям
ребёнок в таком контейнере плотно упакован и не может двигаться
он испражняется
у него начинает зудеть кожа от собственных испражнений
но он не может двигаться, он кричит
по всему полю кричат дети
родителям не до них
им трудно
они работают на пределе сил и двигаются как в трансе
они не поворачиваются на непрекращающийся крик детей
бескрайнее серое небо и бушующий ветер заглушают крик
и он не слышен
постепенно у детей темнеет в глазах и они теряют сознание
но нужда не уходит
постепенно до сознания детей доходит, что кричать бессмысленно
глаз одиноко плавает в наполненной слезами глазнице
глаз сухой
слёзы и сопли высохли и размазались по лицу
дети слизывают их, да, они поедают темноту
какие мысли могут возникнуть у ребенка
оказавшегося в таком положении?
возможно, такие:
«что такое небо? большой дурак или кладбище!»
эти дети живут по ту сторону болевой границы
они учатся поедать темноту
они учатся играть со своим собственным телом
вечером их освобождают из корзины
но их ноги были целый день скрючены и теперь не разгибаются
взрослые собираются вокруг корзин и становятся свидетелями страданий
а сами улыбаются при этом
но лица детей остаются серьёзными
они не смотрят на родителей
и я спрашиваю себя: куда бы пошли их изуродованные ноги?
спрашиваю и спрашиваю, но ответа не получаю
кругом говорят и говорят
но не могут наговориться
кругом танцуют и танцуют
но выражение имеет свои пределы
вопросы, вопросы… они обращены
к согнутым ногам ребёнка
которые постепенно скрючиваются
когда они говорят, они логично следуют за своими мыслями
они танцуют также, с прямыми руками и ногами
мы же, с нашими изуродованными работой ногами
мы направляем наши стопы к дому
попытайтесь пожить вместе с вашими умершими близкими
тогда ваши трапезы будут приправлены особой остротой смерти
и станут вам ещё более приятны
воспринимайте танец тёмного тела и наслаждайтесь им с этой точки зрения
это поможет вам лучше его понять