[исторический мо(ну)мент]

Jan 01, 2025 14:39

Поучаствовал в новогоднем зине Дениса Мустафина «исторический мо(ну)мент», посвящённом созерцанию инстаграм-сторис. Приведу текст целиком:

С мыслью написать что-нибудь для этого-вот зина я начал просмотр так называемых «историй» - и эта-вот чем-то меня задела. Я увидел её в инстаграме фотографа, которого знаю с детства (с его детства - думаю, мы познакомились, когда ему было лет 8 или 9, он был очень воодушевлён тогда игрой в ассоциации - потом он повзрослел, и в нём стало намного меньше энтузиазма).

Это был репост рилса: вертикальное видео разделено на 2 неравные части, в верхней - большей - кулинарно-апокалиптическая 3d-анимация, в нижней - меньшей, представляющей собой горизонтальное видео - мальчик даёт комментарий к тому, что происходит наверху. На вид ему лет 8-9, волосы светло-русые. На нём красно-бело-голубой свитер с кажущимся растительным орнаментом, из-под свитера виднеется сине-белая рубашка в мелкую клетку. Одет не слишком буднично, хотя и не совсем празднично. Судя по всему, речь и образ мальчика сгенерированы ИИ. Его фигура размещается на абстрактном тёмно-сером фоне, коррелирующем с абстрактной чистотой 3d-анимации сверху.

Там бежевые и светло-коричневые тела падают в блендер, аккуратно заполняя чашу - так, что сверху получается ровная горизонтальная поверхность из одних только голов. Через неровное стекло чаши тела несколько искривляются. Все они стоят вертикально, одна из ног подогнута - что придаёт их позам некоторую непринуждённость. Лиц практически не видно, потому что все они (даже в нижних ярусах чаши) обращены наверх. Все фигуры - в нижнем белье: в тёмных трусах, на женщинах также белые бюстгальтеры, резко выделяющиеся на бежево-коричнево-сером фоне. Впрочем, на некоторых женских фигурах бюстгальтеров нет - при этом они повёрнуты к зрителю спиной. На стекле чаши также заметен светлый блик в форме неровного четырёхугольника, что призвано придать картине реалистичность. Мальчик раскрывает рот, в нижней части верхнего видео появляются ядовито-жёлтые надписи: «ЧТО» «ЕСЛИ» «БЫ» «ВЫ» «СМЕШАЛИ» «ВСЕХ» «ЖИВУЩИХ» «НА» «ЗЕМЛЕ» «ЛЮДЕЙ». Блендер начинает работать, тела кружатся будто бы в гигантской центрифуге, стирающей различия между бежевым и коричневым. Чаша переворачивается, крышка куда-то улетает - и мы видим аккуратный сизый шар (так и подмывает сказать по-детски: серо-буро-малиновый). Он довольно ровный, блестящий, влажный, издалека кажется маслянистым. «А» «ЗАТЕМ» «ПРИГОТОВИЛИ» «ИЗ» «НИХ» «ФРИКАДЕЛЬКИ». И вот фрикаделька выпадает из чаши - она довольно эластична, поскольку отскакивает от абстрактной синей поверхности наподобие теннисного мяча и летит прямо на зрителя. В основании чаши показывается похожий на условную звезду четырёхлопастный нож, смешавший всех людей. «ВЫ» «ВЕРОЯТНО» «ОЖИДАЛИ» «БЫ». И вот уже фрикаделька становится больше, чем блендер. «ЧТО» «ОНИ» «ПОЛУЧАТСЯ» «НЕВООБРАЗИМО». На синей поверхности внизу появляется розовый узор, и она делается похожей на карту. «МАССИВНЫМИ». Абстрактный фон за блендером приобретает черты звёздного неба, фрикаделька становится похожей на планету - вернее, не слишком большое планетарное тело, что-то вроде Луны, Плутона, Харона, Фобоса или Дейноса. Заметны неровности этого планетоида, как бы кратеры на нём. «НО» «ЭТО» «БЫЛО» «БЫ» - тут фрикаделька практически заслоняет породивший её блендер - «НЕ» «ТАК» «И» - фрикаделька как Луна накатывается на Землю - «ВСЕ» «ПОТОМУ» - кадр с Землёй и Луной из плоти сжимается, становится узким - «ЧТО».

Появляются человеческие фигуры без волос на теле, женщина слева, мужчина справа, в светлом нижнем белье, со светлой кожей, конвенционального атлетического сложения. За ними скрывается ещё пара лысых фигур - но там, судя по всему, всё наоборот: женщина справа, мужчина слева. Они стоят в чём-то наподобие большого стакана. На стеклянной поверхности, опять же, блики: лысую голову женщины наискосок, слева направо пронзает что-то вроде светового меча, грудь мужчины над сосками пересекают 2 горизонтальных отрезка, что несколько напоминает архаическую боевую раскраску. «ЛЮДИ» «В». Их позы уже не кажутся столь непринуждёнными, как позы тех, из кого в блендере сделали фрикадельку. Сверху на них начинает опускаться потолок. «СЖАТОМ» «ВИДЕ». Их головы и ноги сгибаются под прессом, тогда как туловища всё ещё сохраняют героическую прямоту. Ноги искривляются как-то дико, будто в них нет костей. Помнится, студенты-медики говорили мне, что человек - это студень. «ЗАНИМАЮТ». Сокрушаемые прессом тела опускаются на колени. «НЕ». Руки - мужская справа (левая), женская слева (правая) - будто бы показывают какой-то поясняющий жест. «УЖ». Всё деформируется: ноги, голова, верхняя часть туловища. Последним несгибаемым участком остаётся таз - и, соответственно, задница и гениталии. «МНОГО» «МЕСТА». Пресс уже почти совсем опустился, женский таз максимально выпячен вперёд, мужской при этом уже раздавлен, руки всё ещё что-то показывают, пальцы как-то неестественно изогнулись. На этом история заканчивается.

Кто знает - возможно, абсолютным историческим монументом (и моментом) могла бы стать слепленная из всего человечества фрикаделька - не такая уж и большая, если верить этому рилс («В ОБЩЕЙ СЛОЖНОСТИ ВСЕ 8 МИЛЛИАРДОВ ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ СМЕШАННЫЕ ВМЕСТЕ ВЕСИЛИ БЫ ОКОЛО 4 МИЛЛИАРДОВ КГ А ЕСЛИ СЖАТЬ ИХ В ВИДЕ ФРИКАДЕЛЬКИ ТО ОНА БЫЛА БЫ ЧУТЬ БОЛЬШЕ 800 МЕТРОВ В ШИРИНУ»). Образ квир-коммунизма конца времён, серо-буро-малиновое Единое. Образ, совпадающий с вещью, не изображающий ничего, кроме самого себя. Блендер истории ведёт нас туда. И кто-то же верит в этот факт!

пост-литература, литература, апокалипсис

Previous post Next post
Up