Натырил картинок из фильма "Мельница и крест", который мы недавно смотрели с Дезом. Ну и скажу что-нибудь, не без этого.
В главной роли Рутгер Хауэр - думаю, из-за него Дез и предложил смотреть (и вообще заинтересовался случайно увиденным отзывом), потому что артхаус его не особо привлекает. По сути это, можно сказать, набор "живых" открыток по мотивам творчества Брейгеля Старшего, в частности его картины "Путь на Голгофу", хотя многие сцены явно из других вещей. Текста там очень мало, автор выражает идею при помощи каких-то действий в отдельных сценах, звуков, видеоэффектов.
Такого вида там кадры с отдельными персонажами - эти наиболее интересны, на мой взгляд. Портреты, образы в художественном окружении.
Фильм создал польский режиссёр Лех Маевский по книге-эссе некого Гибсона (но не Мела, конечно)). Автор эссе большой поклонник Маевского, видел его фильмы и выразил желание сотрудничать. Фильм в итоге вышел вовсе не документальный, как планировалось изначально, но все остались довольны.
Действо происходит якобы в 1564г. - время создания "Пути на Голгофу" - во Фландрии, находящейся во владении испанской короны. Брейгель (Рутгер Хауэр) бродит по окрестностям с огромным альбомом, делая зарисовки, его сопровождает купец, коллекционер предметов искусства Йонгелинк. Магнат обеспокоен и скорбит о происходящем вокруг, людях этой земли, страдающих от бесчинств испанских наёмников, занятых искоренением ереси по воле Габсбургов. Они кого-то казнят, поднимают привязанным на колесе, чтобы бедолагу съели вороны, женщину (ведьму) живьём зарывают в землю - всё это на фоне вечного крестьянского праздника, с танцами, забавами, музыкой.
Брейгель излагает, раскрывает другу-купцу замысел будущей картины, которую тот желает приобрести.
Это кадр из фильма, не сама картина). Справа Брейгель с другом.
"Моя картина расскажет вам множество историй. Она будет огромна и уместит в себе всё, всех этих людей - их будет добрая сотня. Я буду работать как паук, которого я увидел сегодня утром плетущим свою паутину. Сначала он находит точку привязки... Здесь, в центре моей картины жернова событий перемалывают нашего Спасителя. Безжалостно, словно зерно.
Я покажу, как Спасителя ведут на Голгофу красные туники - испанские легионеры. Несмотря на то, что он в самом центре моей картины, мне нужно скрыть его с поля зрения."
"Зачем же вам его прятать?"
"Потому что в нём и заключена суть.
Будь то рождение Иисуса, или падение Икара, или гибель Саула, бросившегося на свой меч. Все эти меняющие мир события остаются незамеченными.
И вот, словно паук, я плету свою паутину в надежде поймать взгляд зрителя".
Мельник на горе воплощает собой бога. Много сцен с мельницей, её устройством, внутренними помещениями - очень впечатляет, вот бы мне туда (жить)).
У Брейгеля молодая жена и целый выводок спиногрызов, которых следовало бы приставить к посильной работе, а то они, такое чувство, всё вокруг разнесут и попортят)(. Но дама показана слишком уж доброй - в реале таких не бывает)). Солдафоны же показаны слишком уж польскими на мой вкус).
Утренняя встреча с пауком.
Девушки в пейзаже с птицей.
Кое-кто из критиков назвал фильм "удручающе поверхностным". Ну, может где-то и так, облегчённая подача в угоду широкого зрителя - ничего преступного в этом нет, лучше так, чем... всякое другое популярное сейчас. Но философию творчества Брейгеля он, безусловно, передаёт.
Здесь сама картина, кликабельно:
Питер Брейгель Старший "Путь на Голгофу", 1564г., доска, масло, 170х124, Музей истории искусств, Вена