#авторскиевещи, моя старая литография, входящая в серию "Малiтва Радзiме" из шести листов:
"Пачатак часу цудаў" (Начало времени чудес), литография, 70х50
Это пятый лист, символизирует весну. Я уже публиковал
третий, "Водны шлях", ещё два были представлены в интерпретации (у меня были разные варианты композиций). Искал их, что-то не нахожу... В любом случае, все мои опубликованные здесь вещи можно посмотреть по тегу "авторская живопись и графика" (самый жирный), или прямо в фотоальбоме "творы".
Пару слов о литографии. Я уже распространялся об этом, если кто-то читал и помнит, прошу прощения, что повторяюсь (но по-любому выйдет иначе)).
Это графическая печатная техника для создания эстампов с литографского камня, на который наносится рисунок. Так называемая "плоская печать". Камень - сорт очень твёрдого известняка, в виде ровной плиты толщиной около 10см (чем больше формат, тем толще, чтобы не треснул при печати). Плита эта очень тяжёлая, обычно их переносили вдвоём со стола на тележку. Когда рисуешь, нельзя касаться поверхности руками, а то "зажиришь" и будут пятна - краска при накатке возьмётся за те места. Камень обработан специальной кислотой - карандаш-стеклограф или литографский брусок оставляет жирный след, за который и хватается потом краска.
Тираж литографии небольшой, листов 20, потом изображение начинает помалу темнеть и смазываться. Отработанный камень шлифуют начисто, и он готов к другому изображению. Печатают на литографском станке, такой массивной бандуре с тяжеленным рычагом, опускающим пресс и ручкой прокатки. Ну, в академии это делал мастер-печатник, автор только ассистировал, выбирал цвет, высказывал пожелания.
Наши не любили литографию - капризная техника, где многое зависит от случайностей и нельзя ничего исправить, только рисовать заново. В основном все предпочитали офорт, изредка линогравюру - в этих техниках автор сам печатает, может сколько угодно дорабатывать форму (матрицу), и тираж в них ограничен лишь силами печатника. Хотя можно испортить форму - перетравить, вырезать лишнее и т.д. У меня с этими техниками не сложилось по многим причинам, потому предпочитал именно литографию.