Интервью с Маэстро

Mar 03, 2015 20:40




Это небольшое телеинтервью, взятое мною у Арнольда Михайловича Каца в 1997 году, сейчас вошло в сборник воспоминаний о нём " Помним таким. Арнольд Кац" Но поскольку в книгу вкрались различные искажения, которых не миновала и публикация этого интервью, я решил сохранить его в нормальном виде здесь.
Александр Раппопорт

«Да, работать, работать и работать!»
(Интервью с Маэстро)

Это небольшое телевизионное интервью с Арнольдом Михайловичем Кацем было взято и вышло в эфир в Новосибирске 13 сентября 1997 года - на телекомпании НТН-4, в программе «Здравствуйте!», выпуск 27.
Специально для этой передачи, с позволения Маэстро, мы посидели с камерой на репетициях его оркестра, на концертном выступлении оркестра. Небольшие фрагменты отснятого там материала вошли в передачу, запись которой, к счастью, сохранилась. Читателям предлагается текстовая расшифровка этой телепередачи.
Автор, интервьюер, режиссёр программы - Александр Раппопорт (далее А.Р.). Ведущий программы - писатель Юрий Магалиф (Ю.М.)
-------------------------------------------------------------------------------------------
Ю.М.: Вот сейчас вы встретитесь с моим другом. Сорок лет я дружу с этим человеком. 40…а может быть, 41-42… Мы с ним и ругались, мы с ним и обнимались… Это прекрасный друг, прекрасный человек. Это человек, который прославляет наш город Новосибирск по всему миру. Этот человек - выдающийся артист, выдающийся музыкант. Он лауреат Государственной премии, он народный артист Советского Союза, он профессор Новосибирской консерватории, он главный дирижёр Новосибирского академического симфонического оркестра Новосибирской государственной филармонии… Ну, вы понимаете о ком я говорю. Это - знаменитейший Арнольд Михайлович Кац. Буквально через несколько дней у него будет День рождения - Арнольду Михайловичу исполняется 73 года. Наша программа, наша телекомпания передают ему свои самые сердечные поздравления и пожелания крепкого здоровья и новых творческих взлётов! Не ошибусь, если скажу, что и вы, наши дорогие телезрители, присоединяетесь к этим поздравлениям.
(Фрагмент репетиции оркестра. А.М.Кац - за дирижёрским пультом)
А.Р : Арнольд Михайлович, наша программа «Здравствуйте!» адресована в основном людям немолодым, давним и самым стойким Вашим слушателям. У нас уже выступало множество разных людей в нашей программе, вот академик Велихов недавно выступал, как раз перед Вами, старые артисты…
А.М.Кац: Велихов - это который? Который атомщик? Московский…?
А.Р.: Да, атомщик, физик московский, президент Академии наук, очень хороший человек…
А.М.Кац: Очень приятно, что Вы пригласили меня в такую компанию…
А.Р.: Ну и вобщем, когда я спрашивал всех про их рецепты жизни человека в возрасте, как надо себя вести, то концепция выживания у всех складывалась и формулировалась практически одинаково…
А.М.Кац: И как же?
А.Р.: … все говорили, что надо работать, работать и работать! Это единственный споcоб выживания
А.М.Кац: Они совершенно правы!
А.Р.: Другого рецепта у Вас тоже нет?
А.М.Кац: У меня есть мой образ жизни. Может быть, тоже кому-то пригодится.
А.Р. : Интересно - как складывается Ваш день?
А.М.Кац: Начиная с тысяча девятьсот - страшно подумать -… ну, будем говорить так, если исключить военные годы, когда я был на фронте, то с сорок шестого года, я никогда не изменял своего распорядка дня. Это гимнастика, это водные процедуры, лёгкий завтрак - а дальше режима никакого, дальше -работа, работа и работа. И так каждый день, 51 год уже. Несмотря ни на что - ни на переезды, ни на смену часовых поясов…
А.Р.: Ни на плохое самочувствие?
А.М.Кац: Ни на плохое самочувствие
А.Р.: Зарядка ежедневно?
А.М.Кац : Ежедневно, обязательно.
А.Р.: А как- то менялся комплекс упражнений, или одно и то же всегда?
А.М.Кац : Ну, понимаете… Он, конечно, меняется с возрастом: становится чего-то больше или меньше, но мой организм я всегда подчиняю нагрузкам, вот, допустим, если у меня там, не дай Господи, заболели руки или что-то ещё , значит я ищу то, чтобы от этого избавиться, ищу нечто, нужную гимнастику. Я это делаю всегда и везде.
А.Р.: В гостиничном номере? Где угодно?
А.М.Кац: Где угодно, я без этого считаю ,что я что-то такое пропустил - важное, необходимое.
А.Р.: А на природе вам часто удаётся побывать?
А.М.Кац: Единственная природа, на которой мне удаётся побывать 24 дня, это Сочи, туда я езжу, боюсь сказать, лет эдак…
А.Р. : Во время отпуска?
А,М.Кац: Только во время отпуска. Если он бывает!
А.Р.: А, скажем, когда Вы едете в Академгородок - выступать в Доме учёных, Вам не хочется побродить по лесу?
А.М.Кац: Мне хочется, но я человек грамотный и я читаю: «Остерегайтесь клещей!»…
А.Р. : Понятно…
А.М.Кац: А клещи в последнее время оккупируют Академгородок и очень жаль, что нельзя углубиться в лес
А.Р. : Вы, как дирижер, стоите спиной к залу, но тем не менее знаете, посматриваете, наверное, в зал - какой контингент ходит?
А.М.Кац: Я его чувствую позвоночником - этот зал.
А.Р.: А по возрастному цензу - много пожилых ходит?
А.М.Кац : Да, больше, чем молодых. Но дело в том, что пожилые люди стареют, они уходят, их места занимают те зрители-слушатели из молодых., кто пристрастился к великой классической музыке. Они становятся тоже пожилыми и их места занимают другие. Этот необратимый процесс, кстати говоря, меня очень радует.И он идёт. У нас залы полны, это говорит о многом.
А.Р.: Вы оптимист в данном отношении?
А.М.Кац : Понимаете, здесь все взаимосвязано. Высокое искусство рождает высокий интерес. Сегодня Новосибирск может дать людям это высокое искусство во всём. Возьмите, например, такой новый театр - театр Сергея Афанасьева. Это же сегодня сибирская жемчужина, каждый спектакль- это нечто! И в этом смысле он очень отличается от таких традиционных хороших театров как «Красный Факел», «Областная Драма» и другие. И есть ещё, если говорить о театрах, театр «Глобус». Вот вам, пожалуйста, театр, который больше других, наверное, своим творчеством заинтересовывает поколение за поколением, начиная с самого маленького и кончая взрослыми людьми. Тоже имеет очень ярко выраженное, индивидуальное, своё лицо…. Я уже не говорю о музыке.
А.Р. : Давайте поговорим о музыке, давайте поговорим о Вашем симфоническом оркестре. Я помню ту знаменитую тираду, которая вошла в книжку Сережи Кручинина по поводу того как заехал к нам гастролировать какой-то симфонический оркестр…
А.М.Кац: Не какой-то! Я помню хорошо, это была декада белорусского искусства ( сейчас вообще это очень «модное» слово -« Белоруссия»), и был здесь симфонический оркестр минской филармонии, Белорусской филармонии…
А.Р.: И Вы ревностно отнеслись?...
А.М.Кац: Нет, просто там во главе этого оркестра тогда стоял мой приятель , дирижёр Катаев такой. И когда они здесь заиграли, то после первых же звуков я встал и сказал: «Любимый город может спать спокойно!» Так оно, кстати говоря, и произошло.
А.Р.: Это прямо на концерте Вы сказали или на репетиции?
А.М.Кац: Нет, это я сказал на репетиции, достаточно громко…
А.Р.: Сегодня любимый город по-прежнему может спать спокойно?
А.М.Кац: Безусловно. Потому, что, благодаря 40-летию деятельности оркестра, мы сегодня можем говорить уже и о концертном духовом оркестре, который создан был по моей инициативе, это - музыканты симфонического оркестра. Они как бы заполнили ту духовную пустоту, которая существовала после войны очень много лет, я имею ввиду концерты духового оркестра в парках, в клубах… И поколение любителей этого искусства, оно уже состарилось, и когда мы дали свой первый концерт, то люди плакали.
Или, например, - опять же из недр нашего оркестра - «Новосибирская камерата». Молодёжный такой состав солистов, И Вы знаете, что самое интересное - если говорить о судьбе музыканта-оркестранта? При всём том, что бывают взлёты и, если удаётся артистов оркестра увлечь своей интерпретацией и отличным концертом, после которого они ходят с горящими глазами и говорят как замечательно играли, - забывая о том, что репетиции «из-под палки» не всегда им нравятся и будут нравиться. В памяти остаются вершины, взлёты. Вот я иногда так думаю.
(Кадры репетиции)

А.М.Кац: И ещё я думаю вот о чём: куда бы ты ни приехал и где бы ты ни выступал, что бы ты ни читал, о чём бы ты ни слышал,- нет крупных явлений в области искусства, литературы, в области науки, где бы не присутствовали учёные, мастера, музыканты, дирижёры, которые были воспитаны в России. Возьмите любой симфонический оркестр на Западе. Возьмите ведущие симфонические оркестры в Америке. Возьмите Джульярдскую школу, наконец, которая по праву считается одной из самых выдающихся музыкальных школ мира, высших школ мира. Кто там преподаёт? - Наши. В оркестре играют - наши. Наши учёные вместе с другими учёными создают то, что движет технический прогресс.
А.Р.: И, в частности, новосибирцы.
А.М.Кац: Конечно!
(Фрагмент репетиции оркестра)
А.М.Кац: Вот мы играли в Каннах -там, где проходят кинофестивали, в этом же помещении, где есть два зала - мы играли в зале, где проходит фестиваль классической музыки.И вот газета «Фигаро», крупнейшая газета Франции пишет, что…(достаёт листочки с выписками переводов)… ну вот, например, так. Называется рецензия «Вспышка» -в подзаголовке идёт расшифровка этого названия: «Ослепление,обморочное состояние, изумление» - это то, что испытал этот музыкальный критик, и о чём он потом пишет так: «Филармонический оркестр под управлением своего дирижёра Арнольда Каца буквально полностью потряс меня». Пишет, что «Четвёртая симфония Чайковского явилась просто чудесным откровением.»
Вот другая рецензия, которая тоже стоит того, чтобы её частично прочитать: «Не обсуждаемо: никто не может состязаться с великими русскими оркестрами в исполнении их музыки. На втором вечере Международного фестиваля классической музыки филармонический оркестр из Новосибирска дал тому бесспорное подтверждение. «Холодно нам? - Никогда!», - казалось, именно это хотели сказать нам 100 сибирских музыкантов - великолепные струнные, духовые, деревянные и ударные, - все отработанные, значимые и ценные тембры. Просто удовольствием было смотреть на прелестных новосибирячек, стройных и элегантных, как топ-модели, рядом со своими мужественными и блистательными партнёрами.»
Вот так пишут о нас. Сегодня бесспорно, этот оркестр - один из пяти лучших наших российских оркестров. Это точно.
(Фрагмент выступления оркестра)
А.Р.:Маэстро Кац! Слово «маэстро» уже давно и прочно прилипло к Вашему имени…
А.М.Кац: Прили-ипло… Я уже не замечаю…
А.Р.: А Вы не вспомните - когда это слово было применено по отношению к Вам впервые и при каких обстоятельствах?
А.М.Кац: Честно говоря, не запомнил. Мне думается, что в этом слове есть некое уважение к личности, к труду этой личности… И те люди, которые так ко мне обращаются, они это делают, наверное, сейчас уже бессознательно, понимая, что то, что сделано… да, видимо так, я так думаю, -… потому, что здесь нету ни тени подхалимства там или чего-нибудь такого. Просто они этим ёмким словом определили и определяют моё творчество.
А.Р.: Так, по моим наблюдениям, называют крупных деятелей искусства, достигших определённого возраста - с уважением, с почтением…
А.М.Кац: Вы понимаете - дело не в возрасте. Дело в том, что скорей всего с оценкой этой могут быть связаны. результаты труда. Ну, если так меня оценивают, я могу только сказать «Спасибо», а какого-то специального отношения у меня к этому нет. Я живу в этом.
(фрагмент репетиции)
А.М.Кац: Есть вечное. Это может быть великий художник прошлого, или талантливый художник настоящего. И есть музыка, которая отделена от нас по времени несколькими веками - и всё равно мы её понимаем, она воздействует на наши души. Когда мне говорят: «Я ничего не понимаю, поэтому я не хочу ходить», - это большое заблуждение. Не надо ничего понимать, нужно прийти, сесть, закрыть глаза и постараться прослушать. И музыка обязательно войдёт в твоё сердце. Иного пути нет.
(компьютерная музыкальная заставка с музыкой Моцарта)
А.М.Кац: Чего стоит духовное богатство, которое сегодня в России, как я понимаю, неисчерпаемо? Неисчерпаемо! Какие бы катаклизмы не обрушивались на нашу многострадальную Родину, я совершенно в этом убеждён - уйдут одни, на их место станут другие. И очень не хотелось бы, чтобы из полезных ископаемых мы все стали бесполезными ископаемыми. А быть полезным - это значит что? - Да, работать, работать и работать!..
А.Р. : Спасибо, Арнольд Михайлович!
(фрагмент выступления оркестра)
Previous post Next post
Up