Что было в проекте:
Функционально-пространственная организация
Тихоокеанского Научно-Образовательного Центра
Тихоокеанский Научно-Образовательный Центр (ТНОЦ), создаваемый на острове Русский, является крупным градостроительным объектом: его исследовательские, учебные, жилые, общественные, рекреационные, коммунальные и инженерно-технические подразделения займут около полутора тысяч гектаров территории, а численность населения, расселенного в пределах полуострова Саперный и тяготеющего к размещаемым здесь учреждениям и предприятиям, приблизится к 100 тыс. чел.
Функционально-пространственная организация ТНОЦ в значительной степени обусловливается сложившейся градостроительной ситуацией. Обособленное размещение на острове Русский, отделенном от Владивостока 2- километровым водным пространством, предопределяет относи-тельную самостоятельность градостроительного образования, население которого в основной своей массе расселяется по соседству с местами приложения труда и обеспечивается развитой общественно-информационной и инженерно-технической инфраструктурой. В жилой зоне полуострова Саперный размещается от 70 до 80% преподавателей, научных работников, стажеров, аспирантов и студентов, тяготеющих к исследовательским и учебным подразделениям ТНОЦ. Формируется сеть учреждений обслуживания, в том числе, городского значения. Через Босфор Восточный строится мост, соединяющий с материком островные территории.
Ограниченность территориальных ресурсов, крутой рельеф местности и живописность природных ландшафтов определяют расчлененность нового градостроительного образования. Эстетические характеристики площадки являются предпосылкой создания благоприятной психофизиологической атмосферы и одновременно фактором, повышающим профессиональную ответственность архитекторов за качество архитектурных ансамблей.
ТНОЦ является пилотным градостроительным объектам. Его формирование вызвано потребностями прогрессивных отраслей хозяйства, прежде всего, образования, науки и инновационной экономики, ориентированной на достижения современных ученых. Целесообразно использование приемов функционально-пространственной организации материальной среды, адекватных этим потребностям с учетом мирового и отечественного опыта создания научных и образовательных центров.
Планировочная взаимосвязь учебных и научных подразделений
Проектом обеспечиваются возможности тесного взаимодействия учебных и научных подразделений ДВФУ и ДВО РАН. За рубежом, в странах с высоким уровнем научно-технологического развития университеты выполняют роль образовательных и одновременно научных центров. Среди них - Гарвардский университет, Йельский университет и Массасусетский технологический институт (США), Кембриджский и Оксфордский университеты (Великобритания), Мак - Гилльский университет (Канада), Токийский университет (Япония), Австралийский Национальный университет(Австралия).
В России крупные научные центры дополняются, как правило, высшими учебными заведениями. В Дубне, наряду с Объединенным институтом ядерных исследований, функционируют «Университет природы, общества и человека», филиалы и факультеты ряда московских вузов физического профиля. В Пущино институты биологического профиля соседствуют с Исследовательским университетом и базой практики студентов биологического факультета МГУ, а в Новосибирском академгородке институты СО РАН - с Новосибирским Государственным Университетом.
Что фактически построено: