…не сразу поняли, а когда поняли, было поздно смертельно поздно. Расчет был, в общем правильный - они включали эти свои излучатели после полуночи, в каждом часовом поясе наступает своя полночь, своя луна и звезды, свое погружение в сон. И вот когда большинство засыпало, они и начинали и з л у ч а т ь и излучали до пяти утра, когда начинали просыпаться самые ранние. И каждое утро они просыпались уже немного другими. Измененными. Да, расчет был верен. Люди ведь спят ночами, если они не влюблены, не охвачены страстью или болезнью, если они не пишут диссертации или стихи, не пьянствуют в случайных компаниях и не трясутся в ночных клубах. Ну и не воруют, хотя кто сейчас ворует по ночам…
Но страсть и первые приступы любви проходят, больные умирают или выздоравливают, пьянство в случайных компаниях тоже не еженощное занятие (не напасешься случайных компаний на каждую ночь!), и в основном по ночам не спят ночные сторожа и те, кто работает посменно, да вот еще поэты и всякие книгочеи.
И вот
на них-то, вечно засыпающих лишь на рассвете, и не действовало это излучение, что включалось сразу после полуночи. Не действовало. Эти лучи могли изменять только расслабленный спящий мозг. И каждое утро выспавшиеся люди просыпались измененными, а те, кто не спал или ложился когда излучатели переставали работать, оставались такими же. Эту проблему они сразу сбросили со счетов, потому что процент этих вечных сов, что переводили жизнь на слова, а ночи на бодрствование, всегда слишком мал и ничтожен. Не они были опорой, нет, не они. Не они, не влюбленные, утонувшие в своей страсти, не ночные сторожа и не больные в своих кроватях.
Их даже в отчетных документах указывали одной строкой - ученых вместе с влюбленными и ночными сторожами - неспящие.
Неспящие не сразу почувствовали, изменения вокруг. И изменения -то были не сразу заметны - порция излучения были не очень большими, хоть и постоянными. Так, замечали какие-то странности в поведении сограждан - то вдруг чья-то мама, нежная добрая мама, угощая пирогом, говорила странное, так, обмолвится, что вот лучше бы ввели казни, причем публичные (скажет - и сама сперва удивится, а потом потрясет головой и еще отрежет пирога). То вдруг старый друг при встрече нехорошо сощурится и в ответ на рассказанный анекдот спросит - А что тут, собственно, смешного? Тебе что, что-то не нравится? Ты типа выше этого, да? То вдруг кассирша в магазине, механически пробивая покупки, вдруг вскакивала и начинала кричать, тыча пальцем в неспящего - ненавижу! Как же я вас ненавижу! Суки! Твари! - а потом садилась и продолжала снова пробивать товар, так же механически, только у нее чуть дергался глаз.
А потом, через полгода, когда первая часть программы по излучению была почти закончена и должны были начинать вторую, основную часть…