(no subject)

Dec 02, 2013 05:33

Есть такое смешное и опасное заблуждение (особенно распространенное среди москвичей), что каждая вторая женщина в  нашем городе - это практически Анна Андреевна Ахматова.
Что им не старуха - то старуха величественная, в ложно-классической шали. Ну и красный  рОзан, естественно, в  волосах.
Это совсем не так. Я знаю, что среди москвичей есть обычай приезжать в наш северный край на выходные за романтикой,  наверное, поэтому они придумали эту легенду про анн андреевн, которые величественно стоят посреди города, слагая стихи и говоря всем строго «отнюдь нет». (Что еще может прийти в голову  едущему  за романтикой москвичу в вагоне-ресторане «Красной стрелы», про  быстрый «Сапсан» мы уж и не говорим!)
На самом деле анн андреевн у нас была одна (не считая пары десятков подражательниц, и те в основном отличились прорехами на старых китайских халатах и наливанием шампанского в ямку у ключиц).
Я давно хочуразвеять это московское заблуждение (именно московское, среди  других людей, населяющих нашу необъятную до сих пор страну бытуют другие легенды на наш счет - например, еще лет двадцать назад  людям в далеких российских провинциях все казалось, что мы тут все худые и слегка голодные, словно мрачная тень блокады все еще витает в наших булочных. Мужчины же зачем-то были уверены, что если московских девушек надо брать дорогими дарами и вообще наскоком, то дев из северной так сказать пальмиры надо  ловить на духовное, а еще лучше - сказать, что петербургские девушки - не чета москвичкам. Кстати,  никогда не пользуйтесь таким приемом вообще ни с какими девушками, и уж точно не с петербургскими. Девушки сразу понимают, что вы хотите обойтись без дорогих даров и красивых безумств, а надеетесь, что прокатит и так. И что вообще - вы сейчас начнете говорить нудно об умном или, не дай бог, начнете петь.  Возможно, под гитару и песни собственного сочинения. Не надо, петербургские девушки тоже знают про стереотип о московских material girls и понимают, что вы решили сэкономить, напирая на духовность. Это сразу роняет мужчин в наших глазах.  Не говоря уж о том,  петербургские девушки тоже не лыком шиты, и умеют каждое лыко вставить в строку не в пользу говорящего).
Так вот. Анн Андреевн,  как я уже сказала, у нас была только одна, и она, конечно послужила ролевой моделью для множества как рожденных на брегах Невы, так и приехавших в наш северный край из одесс и даже уссурийсков дев, за что ей отдельное спасибо,  это модель годная, особенно потому что позволяет даже девушкам в стесненных материальных условиях выглядеть стильно - ну там красный рОзан, надошитое старое платье, тонкая  улыбка, презрение к быту.
А каждая вторая женщина, которая попадется вам на Невском и прочих проспектах, а также площадях, линиях, бульварах и переулках, будет совсем не Анной Андреевной. И даже не Сонечкой Мармеладовой, как некоторые втайне мечтают.
Все эти величественные старухи, которые будут обступать вас в метро и трамваях будут, скорее всего, бывшими продавщицами одной из многочисленных секций Гостиного двора или почившего в бозе ДЛТ (говорят, он воскрес, но мы не верим), или  бывшими работницами (возможно, даже профсоюзными  активистками) Кировского, Металлического и Ижорского завода,  завода Электросила (все помнят те пылесосы, вот они их и делали, да, перевыполняя план), объединения «Светлана» или же бывшими сотрудницами  секретариата Дзержинского райкома партии.
Не стоит думать, что вот они все тут сплошь отставные балерины, актрисы театра музыкальной комедии,  сотрудницы отдела инкунабул Публичной библиотеки, нет, не стоит.
Питер (ну вы любите все называть его Питером, правда?) - он город пролетарский, очень пролетарский, смолянок тут повывели очень давно, вместе с их классными дамами, фрейлинами с шифром,  статскими советницами, утонченными благородными девами их хороших семейств.
Да, тут есть и профессорши, и профессорские дочки, и профессорские жены, и актрисы больших и малых,  и выстоявшие на  всех ветрах интеллектуалки,  и в театрах до сих пор иногда встречаются те самые  до сих пор восторженные театралки с расшитыми бисером сумочками (на галерке их особенно много, этих смешных старух, что , приглядевшись, узнают друг друга и  обращаются друг к другу - Леночка, Сашенька, Наденька), но всякий раз, когда вы встретите аннаандреевноподобную старуху, стоит помнить, что, возможно, она дожила до седых волос не потому, что ей повезло, а потому что грамотно писала доносы. Не обольщайтесь, я лично знала трех старух, которые мне казались типичными петербургскими дамами (ах, этот фамильный антиквариат в старых квартирах на Фонтанке, ах эти этажерки с томиками Блока, эти уцелевшие чашки и тарелочки кузнецовского и императорского фарфорового завода, ах, это детальное знание того, что и как происходило в тридцать седьмом и прочих годах, ах ах. А потом выяснялось, где и кем служили эти дамы (внуки болтливы, особенно когда влюблены). Так что не каждая тут Анна Андреевна, помните.
Многие просто были вагоновожатыми.
Но.
Но не все так просто, как вам кажется и как я говорю.
Здесь  есть женщины,  при взгляде на которых вы в жизни не угадаете, что они-то и есть те самые и самые -самые.
Есть. И я знаю, где они водятся. Но вы туда не пойдете. Это не романтично.
Они водятся в маленьких библиотеках, они хранят бумажные книги, они сидят кучей в залах Эрмитажа в униформе смотрительниц, они продают вам пышки в крошечных забегаловках, и программки в театрах, они принимают у вас в гардеробе читального зала пальто, они гневно смотрят на вас в жилконторах, он работают в регистратурах поликлиник,  их все меньше, но они не исчезают. Нет, они не Анны Андреевны, они не пишут стихов.  Но они главные в этом городе, правда. Без них все порушится.
Ах да! Едущим за романтикой.
В Петербурге пифии служат в театральных кассах на Невском.
Одышливы, полноваты, кутаются в  вязаные кофты, тяжелые веки накрашены синим,  одиноки, бездетны, и у ног их (вечно мерзнущих) стоят  нагреватели.
все их предсказания сбываются,  они честные тетки, они не обманут.
И их не обманешь

sense and nonsense, город, в каждой шутке есть доля, а я ни на кого и не указываю

Previous post Next post
Up