Вчера послушал и посмотрел в Большом театре оперный раритет - Вано Мурадели "Великая дружба".
Это мелодраматическая история о любви джигита Муртаза и терской казачки Галины на фоне противостояния горских народов и терских казаков. Белогвардейские казаки заставляют джигита Муртаза поклясться убить большевистского Комиссара, приехавшего на Кавказ для агитации народов Кавказа. Иначе они убьют и Муртаза и его Галину. И вот спасая и себя и свою любимую Муртаз пытается убить Комиссара, но промахивается. Комиссар демонстрирует высокие моральные качества и прощает Муртаза, предлагая ему свою дружбу. Муртаз прозревает и проникается огромной любовью к Комиссару. Но подлый терский белогвардеец теперь сам пытается убить Комиссара. Муртаз закрывает друга грудью и погибает. Кавказский народ славит героя и проникается любовью к русскому народу. Так и возникла "Великая дружба" кавказского и русского народов...
Оперу поставили в Бурятском государственном ордена Ленина академическом театре оперы и балета имени народного артиста СССР Гомбо Цыдынжапова и привезли в Москву в рамках VIII фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку». Надо отдать должное Бурятскому театру рискнувшим поставить давно забытую оперу, которую и вспоминали разве только в связи с известным разгромным Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) 1948 года "Об опере «Великая дружба»". Ведь с 1948 года и вплоть до сегодняшних дней эту оперу нигде ни разу не ставили. И даже после её "реабилитации" в 1956 году.
По-моему, вся бурятская диаспора Москвы вчера была в Большом театре. Такого количества бурят я никогда ранее не видел )) Оно и понятно. И хорошо, что буряты гордятся своим театром. В кои-то веки их театр приезжает в Москву...
Посмотрел. Послушал. Опера не впечатлила. И даже не сюжетом. Сюжет как сюжет. Дань времени. Музыка не впечатлила, много пафоса и морализаторства, и совсем нет хитов. А для меня опера без хитов - плохая опера. Должен быть хотя бы один запоминающийся хит. Чтобы выходя со спектакля хит ненавязчиво крутился в голове. Да и пели невнятно. Не могу сказать, что голоса были плохие. Нет. Вполне хорошие голоса. Но , сидя в партере близко от сцены, я почти всю оперу не мог разобрать слов. Хотя пели на русском языке. То оркестр забивал певцов, то пели спиной к зрителю.
Особенно впечатлила последняя массовая сцена. Только ради неё стоило посмотреть спектакль. На фоне хора представителей народов России на авансцену выбежали пионеры в галстуках, салютующие и зрителю и артистам. Такой соцарт в стиле Комара и Меламида. Я очень смеялся. Эти пионеры напомнили мне сцену из фильма "Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён" - довольно жить законом, данным Адамом и Евой, клячу истории загоним, левой левой левой )))
Всю оперу я мучительны пытался понять, что же могло так не понравиться Вождю. Опера как опера. В те времена такие пафосные спектакли были обычным делом. Более того, оперу написал можно сказать любимец Сталина. Ведь Мурадели настолько любил Вождя, что даже из армянина Ованеса Мурадяна, превратился в грузина Вано Мурадели и даже в паспорт внёс необходимые изменения. Писал восторженные песни и кантаты во славу Сталина. И вдруг такой облом.
Я вот моё умозаключение. Ещё в 1935 году Берия написал книгу "К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье". И там дан однозначный ответ КТО был главным большевиком на Кавказе. А в опере какой-то непонятный Комиссар. И у народа мог возникнуть когнитивный диссонанс. Ведь все в СССР знают, что вся заслуга в объединениии народов и в создании и продвижении большевизма на Кавказе за Сталиным и только за ним. А товарищ Мурадели , вместо ясности в этом вопросе, вывел на сцену какого-то условного Комиссара. Вот это и есть формализм. Нет чтобы прямо изобразить товарища Сталина и его роль в объединении народов, как указано в труде тов. Берия. Вместо этого тов Мурадели пошел по пути формализма. И это накануне 70-летия Вождя. Аполитично поступил тов. Мурадели. Нам не надо никакого формализма-шморализма. Надо прямо говорить - это сделал товарищ Сталин и это его прямая заслуга...
Но так прямо написать в постановлении ЦК ВКП(б) было бы нескромно. Получается, что тов. Сталин типа обиделся. А Вождь не может обижаться. Вождь может только поправлять аполитичных людей. Пусть даже и знаменитых. Поэтому и придумали всю эту чушь с формализмом в музыке...
А песни Мурадели послевоенные гораздо лучше, чем эта его музыка оперная...