Начало тут ☛ :
Общее впечатление,
Михайловский замок,
Пышки,
Чижик-Пыжик и выставка советского агитационного фарфора,
Александровский парк и его загадки,
Пётр I и зайцы,
Водная прогулка Ну не мог я не заглянуть во двор Мраморного дворца и не посмотреть на знаменитую работу Паоло Трубецкого, многострадальный памятник Александру III.
А многострадальный потому, что за чуть более ста лет с момента его открытия, где он только не побывал и что только с ним не вытворяли. Сначала гордо стоял на Знаменской площади (ныне, площадь Восстания), после революции заколачивался щитами и решетками и исписывался похабными надписями, потом валялся полузабытый в Михайловском парке, в начале 1950-х стыдливо был спрятан во дворе Русского музея, ну и , наконец, в 1994 году был поставлен во дворе Мраморного дворца, но уже без гранитного пьедестала ( судьба которого тоже любопытна). Но и в этом дворе памятник не стоял спокойно. Вокруг него иногда устраивались вакханалии так называемого "актуального искусства". Т.е. рядом с ним устанавливали разный хлам, считающийся кем-то искусством. Бедный, бедный Александр III...
Итак, всё по-порядку.
23 мая (5 июня) 1909 года на Знаменской площади Санкт-Петербурга был торжественно открыт памятник Александру III с посвящением на гранитном пьедестале "Державному основателю Великого Сибирского пути". Строительство Транссибирской магистрали (Великий Сибирский путь), начинавшейся от Николаевского вокзала ( ныне Московский вокзал), было начато как раз при Александре III.
Открытие памятника 23 мая (5 июня) 1909 года
Знаменская площадь. Фото 1909-1917. Видна Знаменская церковь.
До 1918 года площадь носила название "Знаменской", потому что здесь располагалась Знаменская церковь (1804). В конце 1930-х годов церковь была снесена и в 1955 году на её месте был открыт наземный вестибюль станции метро "Площадь Восстания". В 2007 году на стене вестибюля станции была установлена мемориальная доска в память о Знаменской церкви.
Заказчиками памятника были император Николай II и члены царской семьи, отдавшие предпочтение проекту скульптора Паоло Трубецкого. Но когда памятник был уже отлит, он перестал нравиться Николаю II и тот его пытался сбагрить в Иркутск. Но вдовствующая императрица воспротивилась, считая, что памятник точно передал сходство с мужем. И 23 мая (5 июня) 1909 года в Высочайшем присутствии памятник был освящён и торжественно открыт.
Сразу же после открытия, памятник был подвергнут общественному остракизму. По городу гуляли стишки по комод , бегемот и обормот, была сочинена эпиграмма :Третья дикая игрушка/Для российского холопа:/Был царь-колокол, царь-пушка,/А теперь ещё царь-жопа.
Так начиналась сложная жизнь этого замечательного памятника.
1 мая 1917. Декоративная композиция, скрывающая памятник Александру III
1920 год. Композиция над памятником, установленная к встрече делегатов Второго конгресса Третьего Интернационала
1922 год. Очередное издевательство.
1919 году на пьедестале было выбито стихотворение Демьяна Бедного "Пугало".
Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
1927 год. Праздничное оформление к десятилетию Октября.
Весна 1936. Еще вместе портреты: Тухачевский, Ворошилов, Будённый
1939 год. В Михайловском саду.
1953 год. Внутренний двор Русского музея.
9 ноября 1994 года. Памятник Александру III перевезен из Русского музея во двор Мраморного дворца.
22 января 1940 во дворе Мраморного дворца был поставлен броневик "Враг капитала". Мраморный дворец в те годы назывался "Музей В.И.Ленина". Считается, что это подлинный броневик, на котором Ленин стоял у Финляндского вокзала. В 1992 году передан в Артиллерийский музей.
В 1994г. на освободившееся после броневика Ленина место немецкий художник-концептуалист H.A.Schult (на фото слева) установил композицию Век мотора, которая представляла собой мраморный Форд Мондео. Простоял недолго. В 1994 году это "чудо концептуализма" убрали и вместо него поставили памятник Александру III
Июль 2008 года. Бронзовые скульптуры серии Менины и Александр III
Июль 2008 года. Бронзовые скульптуры серии Менины. Изображения королевы Марианны и инфанты Маргариты (по мотивам Веласкеса) на выставке в Мраморном дворце. Испанский скульптор Маноло Вальдес.
На месте, где когда-то стоял памятник Александру III ныне стоит обелиск "Городу-Герою Ленинграду" Установлен 12 апреля 1985 года, торжественно открыт 8 мая 1985 года
Размещение памятника Александру III во дворе Мраморного дворца до сих пор вызывает массу споров. Многие искусствоведы считают, чтом ассивной фигуре на тяжеловесном коне тесно в существующем пространстве. Да и не к месту она там. Александр III, натерпевшийся от любовной связи своего папеньки, и отличавшийся довольно строгими моральными принципами, стоит во дворе дворца, построенного для одного из фаворитов его любвеобильной прапрабабушки.
Русский музей готов выдать памятник только при условии его возвращения на историческое место. Но оно занято обелиском "Городу-герою Ленинграду", перенос которого вызовет массу сложностей и технического, и этического характера. Остается только гадать - случится ли очередной переезд в судьбе памятника Александру III или не случится.
P.S.
Ну и о судьбе гранитного пьедестала памятника Александру III. Часть его пошла на создание бюстов героев Совесткого Союза. Но одну часть гранита можно увидеть всем желающим
☟
Это пьедестал памятника Николаю Римскому-Корсакову на Театральной площади. Николай Андреевич тут ни при чем. Он бы не разрешил...