Разные судьбы двух частных музеев.

Jan 20, 2023 16:42

Я имею ввиду Музей русского импрессионизма, созданный в 2016 году и Музей "Институт русского реалистического искусства (ИРРИ)", созданный в 2011 году. Оба музея частные. Оба музея создавали олигархи-коллекционеры для демонстрации народу своих коллекций. Музей русского импрессионизма - Минц Борис Иосифович, президент крупнейшей в России девелоперской компании O1 Properties и кучи других; ИРРИ - совладелец "Промсвязьбанка" Алексей Ананьев. На сегодня оба олигарха объявлены в розыск, заведены уголовные дела. Они не согласились с претензиями государства к их мошеннической коммерческой деятельности и сбежали из страны. Минц в 2018 году в Лондон, Ананьев в 2019 году тоже куда-то.

Но вот что любопытно. Музей русского импрессионизма продолжает работать. Но переключился с демонстрации частной коллекции Минца, на организацию выставок. Причем в музее очень креативная команда во главе с обаятельнейшей Юлией Петровой и они устаривают такие выставки, что другие музеи позавидуют. А что стало с коллекцией Минца не знаю. Наверное под арестом.

А вот ИРРИ закрыли. А там была очень выдающаяся коллекция советской живописи , начиная с 20-х годов. По этой коллекции ИРРИ вполне мог конкурировать с Третьяковкой. Я там был два раза и оба раза уходил оттуда с желанием посещать снова и снова. Что с коллекцией Ананьева не знаю. Тоже наверное арестована.

И вот у меня вопрос. Даже если картины коллекций Минца и Ананьева арестованы, ну почему их не показывать людям. Например организовать постоянно действующую выставку под названием "Арестованные у олигархов шедевры живописи", придумать этой выставке особый юридический статус, чтобы не платить злодеям бывшим собственникам роялти. И пусть люди наслаждаются действительно шедеврами. Надо сказать, что у этих богачей был хороший вкус и они собрали действительно уникальные художественные сокровища.

Ну и чтобы не быть голословным покажу две работы из этих коллекций, которые выставлялись до бегства обвиняемых за границу.



Петр Кончаловский, Четыре букета на столе и лейка,1939, Музей русского импрессионизма, собрание Бориса Минца

Сам Петр Петрович считал эту громадную по размерам работу (165х229) своей удачей и демонстрировал ее на всех своих прижизненных выставках. В 90-е годы картина оказалась в коллекции The Museum of Russian Art в Миннеаполисе. Как она попала в этот музей история умалчивает. Есть фотография, на которой президент США Билл Клинтон выступает на фоне этой картины.



Выступление Билла Клинтона в The Museum of Russian Art, Миннеаполис, 2005

После 2005 года The Museum of Russian Art почему-то продал эту картину и она оказалась у российского коллекционера Леонида Шишкина. Он продал её Минцу. И как пошутила Юлия Петрова, когда я был в день открытия музея: "Теперь наша задача сделать аналогичный снимок в нашем музее с нашим президентом" . Ну теперь уж точно не судьба ))



Дмитрий Жилинский, Весна художественного театра, 1988, ИРРИ, собрание Алексея Ананьева

Дмитрий Дмитриевич Жилинский написал эту картину к 90-летию МХАТ. На картине изображен прием, который 24 апреля 1900 года устроила ялтинская подруга Чехова Фанни Татаринова. На полотне изображены крупнейшие русские деятели культуры тех лет. В центре полотна племянник Чехова, будущий актер Михаил Чехов. За его спиной стоит сам Антон Павлович и Мария Андреева. Рядом Ольга Книппер, Федор Шаляпин и Максим Горький. Слева за столом Владимир Немирович-Данченко и сестра Чехова Мария. Справа Всеволод Мейерхольд и актриса Мария Николаева. По лестнице поднимаются Сергей Рахманинов, Константин Коровин, Евгения Раевская и Алесксандр Артем. В толпе узнаваемы также Александр Куприн и Леонид Андреев. Особо продвинутые читатели узнают еще кое-кого )

судьба, музеи, живопись

Previous post Next post
Up