Скандал вокруг одной картины Репина.

Dec 27, 2022 14:55



Парижское кафе, 1875, Частное собрание, Москва

1871 году Илья Репин заканчивает Императорскую Академию художеств с Большой золотой медалью и получает право на заграничную поездку. Через два года он воспользовался этим правом и , поездив по Европе с семьей, остановился в Париже.

Париж поначалу художнику не понравился. Ему не пришлись по душе ни тамошний уклад жизни, ни искусство. Скованность в средствах и мысль о том, что в городе, куда съезжаются художники со всего света, он никому неизвестен и поэтому зарабатывать на жизнь будет непросто, тревожила его. Но жизнь берёт своё и парижская художественная среда начинает Репина понемногу затягивать. Освоившись, художник задумал написать большую картину из повседневной парижской жизни. И написал. И, вопреки запрету Императорской Академии художеств на участие своих зарубежных стипендиатов в зарубежных выставках, все-таки выставляет свое "Кафе" на главной выставке Парижа в 1875 году.
Разразился скандал.
Причём с обеих строн - русской и французской.

В России художники и критики стали обвинять Репина в том, что художник обуржуазился, поддался французскому художественному влиянию, выбрал не русскую тему, да и ушел от классического академизма. Громче всех негодовал Иван Николаевич Крамской - старый учитель Репина, товарищ и друг. Он написал ученику в Париж гневное письмо, сильно задевшее Репина. Репин как мог отбивался и защищал свое право на свободу в творчестве. Он пишет не менее горячий ответ своему наставнику. Крамской всё же решил, что Репина надо непременно спасать и возвращать в Россию. Приезжает для этого в Париж. Репин объясняется. Но Крамского, приверженца старых взглядов, переубедить не удалось. Так из-за одной картины друзья чуть было не поссорились.

Картина оказалась скандальной и для французов. Ведь на переднем плане в кафе сидит за столом женщина. Одна! В те времена это считалось очень непристойным, практически развратом. Да ещё и в качестве модели-женщины художнику позировала либимица парижан, самая настоящая звезда - певица, шансоньетка, примадонна парижского театра «Буфф-Паризьен» Анна Жюдик (наст. Anne Marie Louis Damiens). На картине есть еще знаменитые парижане того времени, позировавшие художнику. Справа от Жюдик - мужчина в черном с цилиндром. Это известный французский художник, живописец и скульптор Жан-Леон Жером. Здесь же и жена Жерома и дочь с внучкой. За соседним столиком, справа от Жерома, мужчина с сигарой во рту. Это Катюль Мендес - известный французский поэт, романист и новеллист. За крайним столиком справа, захмелевший мужчина с бокалом пива - профессиональный натурщик и художник-литограф Эмиль Бело. Почти все на картине -это известные парижанам того времени люди.

Вернувшись в Россию Репин убрал полотно подальше с глаз, заставив другими холстами, и забыл о его существовании на 40 лет. И только в 1916 году он извлекает его и отдает на реставрацию. Вскоре картину с радостью приобрел страстный шведский коллекционер Монсон из Стокгольма - поклонник всего "репинского". Долгие годы картина была недоступна широкому зрителю. В 2011 г. на аукционе Christie’s в Лондоне картина Ильи Репина "Парижское кафе" была продана анонимному русскому покупателю из Москвы за 4 521 250 фунтов стерлингов (7 383 201 долларов). Полотно побило рекорд стоимости произведений русской живописи, проданных в рамках русских торгов, проводимых международными аукционными домами. По результатам этой продажи Репин вошел в топ-10 самых дорогих русских художников, в котором стал первым представителем классической живописи. На сегодня "Парижское кафе", наверное, последняя крупная работа Репина, находящаяся в частных руках.

живопись, Репин, Париж, скандал

Previous post Next post
Up