Ленинский план "монументальной пропаганды" - это программа развития монументального искусства, выдвинутая в 1918 году Лениным, в качестве важнейшего агитационного средства революции и коммунистической идеологии. План монументальной пропаганды обеспечил скульпторов государственными заказами и скульпторы кинулись "во все тяжкие". Ну в смысле в скульптурное идеологическое "творчество".
1. Памятник Марксу и Энгельсу на площади Революции.
7 ноября 1918 года на Воскресенской площади Москвы (вскоре она стала назваться площадью Революции) был открыт памятник Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу. Скульптор С.Мезенцев
Памятник москвичам не понравился. Народ сокрушался по поводу недостаточного портретного сходства, по их мнению. В глаза также бросалась непропорциональность фигур и несоблюдение скульптором основ человеческой анатомии. Ну и самое главное - смешливые горожане прозвали композицию "двое в одной ванной" т.к. две полуфигуры как бы выглядывали из трибуны. Даже сам Луначарский огорчённо отметил, что Маркс и Энгельс выглядели "словно высовывающимися из большой ванны". Короче, к скульптурной группе приклеилось название - "московские купальщики".
Поэтому вскоре (в декабре того же года) памятник был разрушен. Официальная причина - недолговечность материалов.))
Иногда пишут , что на его месте в 1961 году поставили известный ныне памятник Марксу. Это не так. Во-первых, старый памятник стоял на площади Революции, а памятник Марксу - на Театральной площади. Во-вторых, чтобы примерно понять его местоположение , вот снимок :
Справа , в обрезе снимка виден фонтан Витали на Театральной площади. Вот позади него, ближе к Театральному проезду (ранее проспект Маркса), напротив Большого театра и стоит нынешний памятник.
2. Памятник Робеспьеру
Памятник Максимилиану Робеспьеру скульптора Беатрисы Сандомирской.
Был открыт к первой годовщине Октябрьской революции - 3 ноября 1918 года. На церемонии присутствовал представитель французских коммунистов Жак Садуль, его речь переводила нарком государственного призрения Александра Коллонтай. Располагался у Итальянского грота в Александровском саду.
7 ноября 1918 года скульптуру обнаружили разрушенной. От памятника осталась груда мелких осколков. В ходе расследования было озвучено несколько версий произошедшего. По официальным данным, опубликованным 9 ноября 1918 года в газете "Правда", памятник был взорван злоумышленниками. Выдвигалось также предположение, что скульптуру взорвали гранатой белогвардейцы. По версии газеты "Известия ВЦИК", монумент мог рассыпаться из-за "неправильного расположения центра тяжести всей фигуры памятника, что было замечено ещё при постановке его". Согласно другому предположению, некачественный бетон пропитался дождевой водой и не выдержал ночных заморозков.
3. Памятник Дантону.
2 февраля 1919 года на площади Революции , на том самом месте где ранее стоял памятник Марксу и Энгельсу, состоялось открытие памятника Дантону скульптора Николая Андреева (автора памятника Гоголю). Памятник публике не понравился. В народе его прозвали "памятником говорящей голове из «Руслана и Людмилы»". Вскоре памятник демонтировали.
4. Памятник Степану Разину на Лобном месте.
1 мая 1919 года на Красной площади на Лобном месте состоялось торжественне открытие памятника "Степан Разин с ватагой".
Первомайская демонстрация, огромное скопление народа, высокие гости. Митинг открывал скульптор Конёнков. Читали речи виднейшие большевики, представители донского, терского и оренбургского казачества. С речью выступил Ленин.
"Разин с ватагой" недолго простоял на Красной площади. Уже 25 мая скульптурная группа была убрана с Красной площади и передана в Первый пролетарский музей на Большой Дмитровке. Позже «группу первезли в Ленинград в Русский музей. Там по сей день она и находится.
5. Памятники поэтам Ивану Никитину и Алексею Кольцову на площади Революции
Оба памятника были открыты в один день 3 ноября 1918 года.
Открытие памятника Ивану Саввичу Никитину.
Изготовил скульптуру из гипса Александр Наполеонович Блажиевич, в 1922 году эмигрировавший в США. Уже в августе 1919 года этот памятник исчез. Причина : гипс недолговечен, особенно на открытом воздухе, и скульптура стала рассыпаться.
Открытие памятника Алексею Васильевичу Кольцову
На открытии выступил Серней Есенин. Памятник поставили у Китайгородской стены, примерно на том месте где в брежневские годы стоял памятник Свердлову.
Простоял гипсовый Кольцов несколько месяцев, а потом его сняли и перевезли в подсобку Первого пролетарского музея на Большой Дмитровке. Т.к. он был из гипса , то памятник решили перевести в бронзу. Скульптор Сырейщиков с энтузиазмом принялся за работу. Но 20 марта 1919 года он берёт отпуск на 2 месяца и отправляется к родителям в Воронеж - в его семье случилось горе, кто-то из родных умер от тифа. Обратно Сырейщиков не вернулся - в этом же 1919 году он и сам умер от того же тифа. На том история этого памятника и закончилась.
6. Памятник Каляеву в Алексанровском саду.
Стоял он у входа в Александровский сад, был открыт 7 ноября 1918 года, несмотря на то, что в ночь перед открытием в том же саду "взорвали" памятник Робеспьеру (см. выше). Автор памятника - скульптор Б. В. Лавров. Найти информацию о дальнейшей судьбе памятника найти не удалось. Но известно, что он был сделан из...гипса.
Ну и в качестве "прикола". Вообще-то Каляев - Иван Платонович. А на верхнем снимке он почему-то назван Иван Петрович. На нижнем снимке отчество уже поправлено. Значит кто-то получил "по ушам"
7. Памятник Жоресу на Новинском бульваре
Памятник Жоресу был открыт со стороны Смоленского рынка у Проточного переулка на Новинском бульваре. Открыт 7 ноября 1918 года. Скульптор С.Н.Страж. Не сохранился.
8. Памятник Марату в Симоновой слободе.
Памятник Ж.-П. Марату в Симоновой слободе. Скульптор А.Я. Имханицкий 1919-й год
Виден купол Успенского собора и колокольня Симонова монастыря. Симонова слобода ныне зовется Ленинской слободой.
9. Памятник Шевченко на Трубной площади
3 ноября 1918 года на Трубной площади у Рождественского бульвара был открыт памятник Тарасу Шевченко (скульптор Волнухин, автор памятника первопечатнику Федорову!). На открытии присутствовали товарищи Каменев и Колонтай. Гипсовая скульптура на деревянном постаменте простояла 2 года. Идея поменять постамент на гранитный, а затем смерть скульптора похоронили и памятник.
10. Памятник Бакунину на Чистых прудах.
Памятник Бакунину открыт в июне 1918 года , скульптор Б.Д.Королёв. Стоял примерно на том месте где сегодня стоит памятник Грибоедову. Простоял не более месяца. Люди в ту пору не были избалованы авангардом, и зрелище их впечатляло сильнее, чем нас. Рассказывали, что, увидев памятник, один рабочий упал в обморок. Анархисты написали письмо в Моссовет, что этот памятник "является идейным издевательством над их вождем", и Моссовет постановил памятник снять.
11. Памятники "Мысль" и Достоевскому на Цветном бульваре.
Памятники "Мысль" (напереднем плане) и Достоевскому (виден вдали) работы Меркурова установили на Цветном бульваре в 1918 году в годовщину Октябрьской революции.
В 1936 году в связи с реконструкцией трамвайных путей (их пустили по центру бульвара) оба памятника убрали. Памятник Достоевскому (для которого позировал А. Вертинский) сейчас стоит во дворе бывшей Мариинской больницы, где родился великий писатель:
Достоевский
Скульптуру "Мысль" сначала перенесли на улицу Воровского (ныне Поварская) и поставили перед домом Союза советских писателей (он же "дом Ростовых").
"Мысль" на Поварской
Но там она простояла недолго. Говорят, что писатель Фёдор Панфёров - один из руководителей Союза писателей - спросил, что это за скульптура. Ему говорят: "Мысль". И он, недолго думая, выдаёт : "При чём же тут мысль, какое отношение она имеет к писателям? Убрать!". Думаю, что это придуманный анекдот. Однако, убрали в 1952 году и поставили как памятник на могиле Меркурова на Новодевичьем. Где она и стоит по сей день
12. Памятники Перовской и Халтурину на Миусской площади.
Оба памятника были открыты 7 ноября 1918 года перед фасадом университета Шанявского на Миусской площади.
Степан Халтурин.Скульптор С.С.Алёшин
Софья Перовская. Скульптор И.Ф.Рахманов
Миусская площадь (ранее - улица Имени 19 февраля 1861 года) место памяти Императора Александра II, отменившего 19 февраля 1861 года крепостное право. Поэтому, не иначе как как издёвкой было решение поставить тут памятники цареубийце Перовской и неудачному цареубийце Халтурину.