В продолжение темы Достоевского...
В моей библиотеке есть том из серии "Литературные памятники" (у меня с полсотни книг этой серии) - Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание", 1970.
Примечательна эта книга тем, что иллюстрации в ней Эрнста Неизвестного, в 1970 году пока ещё малоизвестного (извините за каламбур) художника и скульптора. Он был известен в узких кругах и как замечательный художник и как чуть ли не единственный , кто дал словесный отпор Хрущеву на знаменитой скандальной выставке в Манеже. И Хрушеву он в итоге понравился как человек. На прощание партийный лидер протянул Неизвестному руку и сказал "Мне такие люди нравятся...". Но широким массам советских любителей искусства и читателей он был пока малоизвестен.
В книге 24 иллюстрации Эрнста Неизвестного. Это был его первый опыт иллюстрирования книги. Эрнст Неизвестный не просто следовал сюжету, но и интерпретировал текст, обнажал внутренний механизм романа в стиле «сюрреалистического натурализма». На мой взгляд, художник сумел передать мучительное состояние внутренней раздвоенности героя романа, философские и нравственные идеи Достоевского. А портрет Достоевского к этому роману был неординарным и, на мой взгляд, одним из самых выдающихся портретов писателя.
Иллюстрации к роману не понравились Отделу культуры ЦК КПСС. Выпуск книги задержали на год, пытались заменить иллюстрации работами другого художника. Но редакторам книги удалось отстоять её в том виде, в каком она и задумывалась. Тем более, что подписи к иллюстрациям были напечатаны на смежных текстовых страницах, так что изъять их без разрушения набора не представлялось возможным (Думаю изначально это была уловка редколлегии. Они были тёртые люди и не могли не понимать, что такие иллюстрации трудно будет продвинуть). Время показало, что эта работа Эрнста Неизвестного одна из лучших. Со временем они получили также и высокую оценку в русской и зарубежной печати.
Иллюстрации расположены в той же последовательности, что и в книге.
Раскольников
Между крестом и топором
Изображены два состояния Родиона Раскольникова - до и после убийства. Через оба лица проходят линии, которые сходятся на голове убитой старухи. Старуха является мостом из одного духовного мира в другой. Решив проверить свою теорию, Раскольников вступил на этот мост. Однако он совершил ошибку и перешёл в другой мир. Но после смерти старухи этот мост разрушился, и дорога назад исчезла. На протяжении всего романа он ищет дорогу назад. Преступление состарило его: на правом лице - морщины. После преступления он попадает на каторгу. Каторга является мостом в обратную жизнь. Там Раскольников переоценивает жизненные ценности. Весь путь Раскольникова проходит между крестом и топором.
Личина Раскольникова
Неизвестный считает, что личина - это маска, а маска в русской религиозной семантике - дьявол. Таким образом, личина, для Эрнста Неизвестного, в первую очередь, негативное, демоническое начало человека, которое он, в данном случае, стремится подчеркнуть и охарактеризовать. Этот образ чем-то перекликается с «Криком» Эдварда Мунка и передает ужас и страдание героя. Нравственные терзания «тварь ли я дрожащая или право имею», суть этой иллюстрации.
Арифметика
Теория Раскольникова. Раскольников говорит о том, что в мире от рождения существуют два класса людей «высшие» и «низшие». Раскольников утверждает, что цель оправдывает средства). Иллюстрация передает эту идею. Кисть руки, у основания которой стоит голова Раскольникова, своими пальцами сдавливает головы одних и оставляет в живых одного, наиболее достойного.
Чёрное солнце
Чёрное солнце олицетворяет идею героя - убийство, символ греховности, зла. Оно висит над головой не давая покоя. Также у него в голове чёрный человек. Это как бы второе я героя. Оно вопрошает:"Тварь ли я дрожащая или право имею?".
Убийство
В иллюстрации убийства Неизвестный использует несколько важных символов. Символ черного солнца - означает демоническое начало, символ Сатаны. Луч черного солнца «пробивает» голову Раскольникову, что свидетельствует об одержимости Раскольникова идеей величия и собственной теорией. Другой символ в левом нижнем углу. Это поза, в которой Раскольников застал Лизавету в момент убийства. Выставленная вперед рука это отражение идеи о детской чистоте и ребенка как идеал человека. Ребенок в утробе гласит, что Лизавета в момент убийства была беременна.
Болезнь
Мысль-возмездие
Груз убитых
Смеющаяся старуха( Сон)
Полифония (Голоса)
Матереубийца
Крест Раскольникова
Двойники (Свидригайлов-Раскольников)
Внутренний мир Свидригайлова
Самоубийство Свидригайлова
Несвершившееся величие
Идеи Раскольникова о величии и о делении людей на «высших» и «низших» потерпели крах. Дыра в голове Раскольникова отображает человека, находящегося под властью идеи, «пробившей» сознание. Голова Раскольникова устремлена ввысь, то есть он ищет что-то высшее, ищет себя, однако его стремление отягощено убийством (образ человека с топором) и идеей, которая властна над ним (дыра в голове). Т.е. художник подчеркивает идею романа, что достижение высокой цели невозможно через убийство.
Сон
Иллюстрация отсылает к последнему сну Раскольникова.Считается, что через этот сон Раскольников избавляется от своей теории и веры в нее, претерпевая тяжелую болезнь и ночные кошмары. Видя сон и переживая страшные эмоциональные мучения, Раскольников отказывается от своей теории и выздоравливает. Сюжет сна передан через изображение множества людей в кисти огромной руки. Все эти люди борются между собой, однако все связаны нитями, то есть болезнью. Над всем этим видна голова Раскольникова с платком на лбу, что свидетельствует и о его болезни на каторге. Кроме того, эта иллюстрация находится в диалоге с другой работой Неизвестного, описанной ранее, - «Арифметикой». В обоих случаях присутствует образ руки, Раскольникова, людей в руке, однако разница состоит в том, что в «Арифметике» рука сжата, что свидетельствует о вере Раскольникова в теорию, а а тут рука разжата и выглядит намного менее сильной и могучей, чем в первом случае. В руке Раскольников держит книгу. Опираясь на текст романа понятно, что это Евангелие, подаренное ему Соней на каторге, которое он никогда до этого не открывал и не читал.
Соня
Чтение Лазаря
Притча о Воскресении Лазаря, это рассказ о великом чуде, о великой вере в Бога и истинной любви. Раскольников и Соня Мармеладова - оба грешники. Она блудница, он убийца. Но Соня всегда знала что есть Бог, и что он её защитит, а даже если не её, то её близких. Раскольников живёт разумом, не принимает жизнь и Бога, а Соня полная противоположность ему, она живёт, ведь главное в жизни для неё любовь и вера в Бога. Раскольников почувствовал её силу и он тоже захотел уверовать. Достоевский предполагает, что человек, совершивший грех, способен духовно воскреснуть, если уверует в Христа и станет жить по его заповедям. Тоска по милосердию и взаимопониманию через Евангелие и притчу о воскрешении Лазаря возвращает Раскольникова к жизни. В итоге Раскольников сам сознаётся в убийстве и идёт на каторгу. Раскольников принимает этот путь очищения через великое страдание.
Очищение через страдание
Сцена распятия Христа. Раскольников остался жив физически, но духовно его уже не существует. У Раскольникова есть два выхода - либо самоубийство, либо раскаяние. Самоубийство - грех, поэтому он выбирает путь к Христу - через покаяние.
Вера-отчаяние
Резкая черта делит картину на две части, символизируя раскол в душе героя. С одной стороны лицо Раскольникова, выражающее крайнее отчаянье и душевные муки после убийства. С другой стороны лицо Сони, кроткое и доброе. В романе Соня - символ веры, и Раскольникову на этой иллюстрации она тоже несёт веру. Вера, принесённая Соней, является спасением души Раскольникова.
Открытый финал