Продолжаю серию рассказов о ретроспективной выставке Ильи Репина. В предыдущих постах я рассказал о портретах членов семьи художника (
https://stroganov.livejournal.com/245239.html#comments) и о женских портретах (
https://stroganov.livejournal.com/245319.html#comments). Сегодня это будет рассказ о мужских портретах кисти мастера.
Иван Сергеевич Аксаков (1823 - 1886) - русский публицист, поэт, общественный деятель, один из лидеров славянофильского движения.
Портрет был написан Репиным по заказу П.М.Третьякова в селе Варварино Юрьевского уезда Владимирской губернии, где И.С.Аксаков находился в ссылке после того как 22 июня 1878 года он произнёс в Славянском комитете свою знаменитую речь по поводу Берлинского конгресса. Дело в том, что на Берлинском конгрессе Россия пошла на ряд уступок Западу, Сан-Стефанский договор по итогам русско-турецкой войны был пересмотрен и территория Болгарии была урезана в пользу турок. Такая позиция российского правительства вызвала в России возмущение общественности. Аксаков выступил на собрании славянского комитета с гневной критикой решений Берлинского конгресса и позиции, занятой на нем русской правительственной делегацией. «Позор, -заявил он, -Русь-победительница сама добровольно разжаловала себя в побежденную», а сам конгресс, сказал он в своем выступлении «есть ни что иное как открытый заговор против русского народа, против свободы болгар, независимости сербов». Аксаков был сослан в деревню, а Славянский комитет решением царя был закрыт.
Василий Иванович Суриков (1848 - марта 1916) - русский живописец, мастер масштабных исторических полотен, академик и действительный член Императорской Академии художеств. Дочь Сурикова Ольга была замужем за художником Петром Кончаловским. Его внучка Наталья Кончаловская была писателем. Её дети - правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский.
Николай Николаевич Ге (1831 - 1894) - русский художник - живописец и рисовальщик, мастер портретов, исторических и религиозных полотен.
Из воспоминаний И.Е.Репина "Далекое близкое": @Oceнью 1880 гoдa, cтpaнcтвyя пo Мaлopoccии для coбиpaния типoв и cтapины для cвoeй кapтины «3aпopoжцы», я зaexaл в имeниe Никoлaя Никoлaeвичa и пpoвeл y нeгo двoe cyтoк.....Мнe зaxoтeлocь нaпиcaть пopтpeт c Никoлaя Никoлaeвичa; oб этoм я пoдyмывaл, eщe нaпpaвляяcь к нeмy; нo пepвoe впeчaтлeниe пepeмeны в eгo лицe oxлaдилo мeня; oднaкo, пpиглядeвшиcь пoнeмнoгy, я oпять cтaл видeть в нeм пpeжнeгo Гe.
- Чтo ж, пишитe,- cкaзaл oн,- ecли этo вaм нyжнo, нo, знaeтe, в cyщнocти, этo пpeнeпpиятнo, тyт ecть чтo-тo - чeлoвeкa кaк бyдтo пpимepивaютcя yжe xopoнить, пoдвoдят eмy итoг... Нo я eщe нe cкopo cдaмcя, oбo мнe вы eщe тaм ycлышитe! A чтo, вaм этoт пopтpeт нe зaкaзaл ли ктo? Тoгдa paзyмeeтcя...
- O нeт!..
Я yвepил eгo, чтo этo мoe личнoe жeлaниe и чтo пopтpeт этoт, ecли oн yдacтcя, я пoднecy eмy в знaк пoчитaния eгo тaлaнтa".
Чистяков Павел Петрович (1839-1919) - художник, выдающийся педагог. Работал главным образом в области исторической живописи, портрета, бытового жанра. В 1872-1890 и 1910-1912 гг. преподавал в петербургской Академии художеств. У него брал уроки И. Е. Репин, учились В. И. Суриков, В. Д. Поленов, В. А. Серов, М. А. Врубель
Иван Сергеевич Турге́нев (1818 - 1883) - русский писатель, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века. Член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), почётный доктор Оксфордского университета (1879), почётный член Московского университета (1880).
В марте 1874 года Репин начал писать портрет И. С. Тургенева по заказу П. М. Третьякова, для большой серии портретов выдающихся русских писателей. «Иван Сергеевич, - вспоминал Репин. - принял меня очень ласково, и 1-й сеанс прошел в блаженной удаче…, и я радовался, и Иван Сергеевич поздравлял меня с успехом!» Однако портрет с самого начала не понравился П. Виардо, чье мнение Тургенев очень ценил. М-м Виардо забраковала этот портрет, и Репин вынужден был начать писать на новом холсте…
«Началось долгое старательное писание - мое; и долгое терпеливое позирование Ивана Сергеевича - уже не увенчавшееся желанным успехом…», - вспоминал позднее художник. Репинский портрет, по мнению самого художника и многих его современников, оказался неудачным, однако Тургенев высоко оценил мастерство, с которым были написаны ...его руки на портрете))
Алексей Феофилактович Писемский (1821 - 1881) - русский писатель и драматург.
Основной чертой характера Писемского Репин считал его саркастичность, язвительность. Это свойство Писемского было известно каждому, кто, как Репин, был лично знаком с писателем. Оно определяло мировосприятие Писемского и, в известной степени, скептический, язвительный тон его произведений. В портрете Репин намеренно подчеркивает злую насмешливость, недружелюбность писателя. Раскрытию этого замысла подчинены и композиция портрета, и освещение модели, и выбор аксессуаров.
Барон Андрей Иванович Дельвиг (1813 - 1887) - инженер-генерал из рода Дельвигов, технический руководитель и организатор строительства многих крупных инженерных сооружений на территории Российской империи: водопровода в Москве и Нижнем Новгороде, нескольких железных и шоссейных дорог, переправ в горах Кавказа и др. Сенатор.
Владимир Васильевич Стасов (1824 - 1906) - русский музыкальный и художественный критик, историк искусств, общественный деятель.
Репин долгие годы был со Стасовым в тесной дружбе. Он называл Стасова «рыцарем в благороднейшем смысле слова», «рожденным для искусства». Этот портрет был создан во время поездки Репина и Стасова по Европе летом 1883 года. Друзья попали в Дрезден на праздник, когда там были закрыты галереи. Репину не терпелось поработать и он, усадив Стасова позировать, за два дня написал этот портрет.
Алексей Петрович Боголюбов (1824 - 1896) - русский художник-маринист. Внук писателя А. Н. Радищева.Был основателем в Саратове рисовального училища (с 1897 года - его имени) и Художественного музея имени А. Н. Радищева, завещал в этот музей свои произведения, ныне составляющие наиболее значительное собрание его работ.
Дружеские отношения в течение многих лет связывали Репина и Боголюбова. Они начались в 1870-х годах, когда Боголюбов, профессор Санкт-Петербургской Академии художеств, опекал за границей молодых выпускников Академии. В их числе был и Илья Репин. Портрет Боголюбова художник написал в июне 1882 года в Москве. Репин зашел навестить Боголюбова, который был болен, и очень быстро, всего за один сеанс - за три часа, написал эту работу.
Павел Иванович Бларамберг (1841-1907) - русский композитор и музыкальный педагог. Искусствоведы считают, что лицо Ивана Грозного в знаменитой картине Репина, возможно написано в том числе и с лица Бларамберга.
Антон Григорьевич Рубинштейн (1829 - 1894) - русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог.
Григорий Григорьевич Мясоедов (1834 - 1911) - российский живописец, основатель Товарищества передвижных художественных выставок.
Мясоедов был также одной из моделей при написании образа Ивана Грозного в знаменитой картине Репина.
Модест Петрович Мусоргский (1839 - 1881) - русский композитор, член «Могучей кучки».
Репин и Мусоргский были знакомы давно (их познакомил Стасов еще в 70-ые годы), ценили творчество друг друга. Прочитав в газете о тяжелом состоянии композитора, Репин, приехавший в Петербург из Москвы на 9-ю Передвижную выставку, поспешил в военный госпиталь. Поступивший с высокой температурой, в бессознательном состоянии, композитор был определен в военный госпиталь по протекции за государственный счет. Было начало марта 1881 года, теплые дни, Мусоргский немного оправился после кризиса и чувствовал себя неплохо. У Репина возникло желание создать портрет друга, которого никто из художников еще не писал. Репин работал без мольберта, примостившись у стола, возле которого, позируя, сидел Мусоргский. Одет Мусоргский был в белую вышиванку и серо-зеленый халат, переделенный из летнего пальто и подаренный ему женой композитора Кюи. Репин писал портрет в течение всего 4 сеансов - со 2-го по 5-ое марта. Стасов отмечал, что это «счастье, что есть теперь этот портрет на свете», а Павел Третьяков, еще не видя шедевра, приобрел его для своей галереи великих современников. Все, кто знал композитора, находили портрет удивительно похожим и жизненным, но при этом красноту лица, мешки под глазами, одутловатость, все эти признаки разрушенного алкоголем организма, компенсировал задумчивый, чуть отрешенный взгляд композитора. Справедливости ради стоит отметить, что нарочито красный нос, который становится предметом злых шуток в школьных кабинетах музыки, - последствие не запоев, а обморожения на параде.
16 марта композитор умер. Так что это был по сути предсмертный портрет композитора. Еще не помещенный в раму, портрет задекорируют черной тканью и представят на выставке художников-передвижников.
Александр Константинович Глазунов (1865-1936) - композитор, дирижер, педагог.
Ко времени создания портрета в 1887 году, 22-летний Глазунов, ученик Римского-Корсакова, был уже известным в Европе композитором. В 1884 году в Веймаре, по инициативе Ф. Листа, он исполнил свою 1-ю симфонию, написанную еще в 16-летнем возрасте. Репин был поражен ясностью, законченностью формы и свободой музыкального изложения в произведениях молодого композитора. В 1889 году Глазунов посвятил Репину "Восточную рапсодию для большого оркестра".
Великий князь Константиин Константиинович (1858 - 1915) - член Российского Императорского дома, президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1889), поэт, переводчик и драматург.
Константин Константинович слыл образованнейшим человеком своего времени, отличным пианистом и знаменитейшим поэтом той эпохи, писавшим под псевдонимом «К.Р.». Его романтические стихи знала вся читающая Россия, девушки переписывали их в свои девичьи дневники и альбомы, а Чайковский, Рахманинов, Алябьев и многие другие композиторы писали на них романсы. Вот типичный образец творчества поэта К.Р.:
Когда меня волной холодной
Объемлет мира суета,
Звездой мне будет путеводной
Любовь и красота.
Герард Владимир Николаевич (1839-1903) - один из самых известных русских адвокатов. Председатель Совета присяжных поверенных Санкт-Петербурга. Много работал в обществе защиты детей. Отличительная черта дарования Герарда, с особенной яркостью проявлявшаяся в защите по уголовным делам, - задушевность и горячность, никогда не переходившая во фразерство. Его речь к присяжным часто имела характер живой, непринужденной и именно потому убедительной беседы. Портрет был написан И.Е.Репиным по заказу Петербургского совета присяжных поверенных и до 1917 года украшал зал заседаний Совета.
Александр Валерианович Вержбилович (1849 - 1911) - российский виолончелист и педагог.
Беляев Митрофан Петрович (1836-1903) - лесопромышленник, меценат, активный пропагандист русской музыки. В 1880-1890-е Репин посещал его музыкальные пятницы, известные под названием «Беляевский кружок».
Михаил Иванович Драгомиров (1830 - 1905) - крупнейший военный теоретик Российской империи 2-й половины XIX века, генерал-адъютант, генерал от инфантерии, киевский, подольский и волынский генерал-губернатор (с 1898). Один из ведущих военных педагогов своего времени, Драгомиров возглавил в 1878 году Академию Генштаба. Его «Учебник тактики» (1879) служил настольной книгой для нескольких поколений военачальников России.
Драгомиров на портрете Репина изображён в генерал-адъютанском мундире с орденом Св.Георгия 3-й степени на шее, полученным им за Русско-Турецкую войну 1977-1878 гг. Репин также изобразил Драгомирова на знаменитой своей картине: «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» в образе пьяного лысого казака с красным носом, заливающегося хохотом, так естественно реагируя на произнесённую вслух меткую хлёсткую казачью фразу, адресованную султану, которую прилежно, вероятно дословно, записывает, сидящий рядом за столом, писарь-монах.
Генерал Драгомиров был весьма остёр на язык: из уст в уста передавались его остроты. Ещё при его жизни о нём слагались легенды и передавались анекдотичные истории, связанные с его меткими изречениями, произнесёнными им по тому или иному поводу. Рассказывают, что, будучи командующим Киевского военного округа, он только на третий день вспомнил, что забыл поздравить императора Николая II с его днём рождения. Чтобы как-то исправить свою оплошность, Драгомиров отбил телеграмму Царю в Петербург: «Третий день пью за Ваше здоровье!» Всероссийский Император шлёт по телеграфу генералу точно в таком же духе лаконичный ответ: «Пора и кончать!»
Дмитрий Иванович Менделеев (1834, Тобольск - 1907) - русский учёный: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, преподаватель, воздухоплаватель, приборостроитель. Профессор Санкт-Петербургского университета; член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Среди наиболее известных открытий - периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания. Автор классического труда «Основы химии».
Репин был знаком с Менделеевым еще во времена своего обучения в Академии. На протяжении нескольких лет они не виделись, но ученый внимательно следил за новыми работами Репина. Позже в Петербурге Репин был постоянным гостем Менделеева - по средам в доме ученого собиралось общество из его друзей. Когда Эдинбургский университет присвоил Менделееву звание доктора, Репин начинает работу над его портретом.
Патриарх Филарет (в миру Федор Никитич Романов) (около 1553-1633) - церковный и политический деятель Смутного времени и последующей эпохи, Патриарх Московский и всея Руси (1619-1633), отец первого царя из рода Романовых - Михаила Федоровича.
Цезарь Антонович Кюи (1835 - 1918) - русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки» и Беляевского кружка, профессор фортификации, инженер-генерал.
Круг музыкальных знакомств Репина был необычайно широк, и художник увлеченно следил за творчеством выдающихся музыкантов-современников. Находясь в Париже в 1870-х, в письмах он расспрашивал Стасова, активного участника музыкальной жизни Санкт-Петербурга, о сюжете новой оперы Кюи «Анджело». С конца 1880-х Репин часто посещал музыкальные вечера в доме Кюи. «Я его очень уважаю и поклоняюсь его таланту, который всегда меня берет за самую душу», - писал художник. Несмотря на занятость художника, жаловавшегося, что «писать просто некогда», портрет Кюи был исполнен. Композитор позировал в своем кабинете, облаченный в шинель генерал-инженера. Портрет исполнен по заказу Л. Мерси д’Аржанто, близкого друга Кюи.
Дмитрий Николаевич Кардовский (1866-1943) - русский и советский график и педагог, профессор и действительный член Императорской академии художеств.
С 1892 по 1896 год Д.Н. Кардовский учился в Академии художеств в Петербурге у П.П. Чистякова и И.Е. Репина
Владимир Данилович Спасович (1829 - 1906) - русский юрист-правовед, выдающийся адвокат, критик и историк польской литературы, общественный деятель. Спасович считается прототипом защитника Фетюковича в «Братьях Карамазовых» Достоевского.
Владимир Спасович был известным в Петербурге и во всей империи адвокатом. Он стал ярким представителем этического направления в адвокатуре и приложил много усилий к формированию норм и принципов этой профессии. Он стоял у истоков создания в Петербурге Совета Присяжных поверенных. Отмечая его активную деятельность, Совет заказал Репину портрет юриста.
В деревне, которая находилась по соседству с имением Репина жил мальчик, очень рано оставшийся слепым. Однако много лет спустя зрение чудесным образом вернулось к возмужавшему юноше. Репин был настолько восхищен произошедшим, что попросил юношу позировать ему для портрета.
Павел Михайлович Третьяков (1832 - 1898) - российский предприниматель, меценат, коллекционер произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи. Почётный гражданин Москвы.
Третьяков много заказывал Репину различных портретов, картин, да и просто дружил с ним. Репин не раз предлагал Павлу Михайловичу написать его портрет, но тот все не соглашался и скромничал не желая показывать свой портрет в своей галерее. Но Репин настоял на своем и к 1883 году портрет был завершен.
Николай Иванович Пирогов (1810 - 1881) - русский хирург и учёный-анатом, естествоиспытатель и педагог, профессор, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии.
В 1881 году Пирогов приехал в Москву на большое празднование, организованное в его честь. Поводом стал 50-летний юбилей его врачебной практики. Репин очень хотел присутствовать на торжестве и пожелал запечатлеть Пирогова. За четыре сеанса художник создал живописный вариант и скульптурный бюст.
В дни написания портрета Н.В. Склифосовский диагностировал у Пирогова рак, который спустя полгода привел к смертельному исходу. Так что это последний прижизненный портрет Пирогова.
Граф Сергей Ю́львич (1849 - 1915) - русский государственный деятель, министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892-1903), председатель Комитета министров (1903-06), председатель Совета министров (1905-06). Добился введения в России «золотого стандарта» (1897), способствовал притоку в Россию капиталов из-за рубежа, поощрял инвестиции в железнодорожное строительство (в том числе Великий Сибирский путь). Деятельность Витте привела к резкому ускорению темпов промышленного роста в Российской империи. Противник начала войны с Японией и главный переговорщик со стороны России при заключении Портсмутского мира. Фактический автор манифеста 17 октября 1905 года, который предполагал начало трансформации России в конституционную монархию.
Леонид Николаевич Андреев (1871 - 1919) - русский писатель. Представитель Серебряного века русской литературы. Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма.
Пётр Аркадьевич Столыпин (1862 - 1911) - государственный деятель Российской империи, статс-секретарь Его Императорского Величества (1908), действительный статский советник (1904), гофмейстер (1906). Гродненский (1902-1903) и саратовский (1903-1906) губернатор, министр внутренних дел и председатель Совета министров (1906-1911), член Государственного совета (1907-1911).
В 1909 году Саратовская городская Дума избрала премьер-министра П.А. Столыпина, бывшего саратовским губернатором в 1903-1906 годах, Почетным гражданином города в благодарность за поддержку основания Саратовского университета. Было принято решение поместить в зале Думы его портрет. Он был заказан И.Е. Репину, который написал его в 1910 году, незадолго до убийства Столыпина - премьер-министра застрелили в Киеве в 1911 году.
К деятельности Столыпина на высоком посту живописец относился негативно - он даже пытался отказаться от заказа. Репин писал Столыпина не как государственного деятеля, а прежде всего как человека.
Владимир Михайлович Бехтерев (1857 - 1927) - выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик. Тайный советник, генерал-майор медицинской службы царской армии.
В Психоневрологическом институте Репин не раз выступал с докладами об искусстве и с воспоминаниями. По предложению Бехтерева, в 1913-м за участие в деятельности института художника избрали его почетным членом. Репин выразил желание написать портрет ученого. Во время сеансов Репин говорил с моделями, чтобы те не заснули от молчаливого позирования. С Бехтеревым художник беседовал о гипнозе, но разговоры не помогли утомленному работой ученому сохранить бодрость. Воспоминания о подобном эпизоде оставил К.И. Чуковский, друг Репина и его сосед по даче: «Академик В.М. Бехтерев, тучный старик с нависшими, дремучими бровями, всегда производил впечатление сонного, во время одного сеанса заснул окончательно (он приехал в Пенаты смертельно усталый), и Репин на цыпочках отошел от него, чтобы не мешать ему выспаться. „Прикрылся бровями и спит!“ - говорила Наталия Борисовна. Так и не мог возобновиться сеанс: когда Бехтерев проснулся, в мастерской уже начинало темнеть».
Корней Иванович Чуковский (1882 - 1969) - русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист.
Репин и Чуковский дружили много лет. Их дачи находились в одном месте в Куоккале, совсем недалеко друг от друга.
Интересна судьба этого портрета. В 1910 году Репин написал портрет и подарил его Чуковскому.
Но в 1911 году портрет был по недоразумению продан с репинской выставки в Риме коллекционеру М.С.Цейтлину. Затем работа странствовала по миру, пока не была приобретена в 1993 году в коллекцию М.Л.Ростроповича и Г.П.Вишневской, вместе с которой вновь оказалась в России, в Константиновском дворце под Санкт-Петербургом.
Николай Дмитриевич Ермаков (1867 - 1927) - коллекционер, художественный деятель.
Известен как большой знаток и ценитель художественных произведений, хозяин большой коллекции произведений изобразительного искусства; был в дружеских отношениях с И. Е. Репиным, имел значительное количество его произведений. После Октябрьской революции не смог вывезти свою коллекцию и она в январе 1918 года поступила в Русский музей
Павел Васильевич Самойлов (1866-1931) - русский актёр.
Василий Семёнович Сварог (настоящая фамилия Корочкин) (1883 - 1946) - русский и советский художник.
Знакомство Репина и Сварога произошло в 1915 году благодаря сыну художника Юрию. Молодые люди писали портреты друг друга. Репин высоко оценил работу Сварога. Он был впечатлен и музыкальностью нового знакомого, прекрасно игравшего на испанской гитаре. Портрет был исполнен в мастерской в Пенатах. После экспонирования портрета на 45-й передвижной выставке в 1917 году Репин убрал изображение перил, отвлекавшее внимание от модели. В окончательном варианте за спиной Сварога - открытый рояль. И все же сквозь слой черной краски проступает фрагмент первоначальной композиции.
Николай Владимирович Ремизов (1887 - 1975) (псевдоним Ре-Ми, настоящая фамилия Ремизов-Васильев) - русский живописец и график, художник театра, один из ведущих сотрудников журнала «Сатирикон», художник театра и кино. 1917 году иллюстрировал сказку Чуковского «Крокодил», в которой впервые изобразил автора как персонажа произведения
Репин рано заметил способности начинающего карикатуриста: «Я никогда в русской карикатурной области не встречал еще такого разнообразия, гибкости, характерности в типах. <…> …эти шаржи очень часто поразительны по своей художественности; а иногда даже производят глубокое впечатление идеями: Ре-ми <…> и др[угие] авторы очень талантливая молодежь».
Художник загорелся идеей написать портрет молодого Ре-ми в новой для него манере: «отныне,» - писал он Чуковскому, - «… я намереваюсь взять другую методу: писать только один сеанс - как выйдет, так и баста; а то все в разном настроении: затягивается и теряется свежесть и живописи и впечат[ление] первое от лица. Так, если посчастливится писать с Короленко - один сеанс, с Ре-ми - также». И хотя этот портрет не был исполнен в один сеанс, однако «трактован с предельной свободой и мастерством».
Александр Фёдорович Керенский (1881 - 1970) - российский политический и государственный деятель; министр, затем министр-председатель Временного правительства (1917). После Октябрьской революции покинул Россию.
Керенский позировал Репину и его ученику И.И. Бродскому в Зимнем дворце в бывшей библиотеке Николая II, служившей ему кабинетом.Репин исполнил этюд, с которого затем написал два портрета Керенского. В 1926 году он передал один портрет в дар Музею революции в Москве через делегацию советских художников, посетивших его в Пенатах.
Аксели Валдемар Галлен-Каллела (1865 - 1931) - финский художник шведского происхождения, наиболее известный по иллюстрациям к Калевале. Видный представитель «золотого века» финского искусства периода 1880-1910 годов. .
В 1920 г. Репина избрали почётным членом Общества художников Финляндии. Тогда же Репин захотел написать портрет Галлен-Каллелы, увидев почему-то его сходство с запорожцем. Этот портрет был написан за один сеанс, сейчас он находится в музее «Атенеум»
Продолжение следует...