Казимир Малевич с женой Натальей, 1925
В нашей стране разве что ленивый не слышал о Казимире Малевиче и "Черном квадрате". Мы говорим Малевич - подразумеваем "Черный квадрат"; мы говорим "Черный квадрат" - подразумеваем Малевич. )
А между тем широкие массы любителей живописи не знают, что Малевич это не только "Черный квадрат". В эти дни в павильоне "Рабочий и колхозница", что находится рядом с ВДНХ, проходит выставка «Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат», собранная из региональных художественных музеев России и частных собраний (ни Третьяковка, ни Русский музей почему-то не дали работ Малевича на эту выставку).
Осмотрев выставку скажу, что супрематизм, придуманный Малевичем и высшим проявлением концепции которого был пресловутый "Черный квадрат", это была лишь часть его творческих поисков. Выставка рассказывает нам каким разным был Малевич и что кроме не всем понятного супрематизма, он создал много чего еще. Он был и художником, и философом, экспериментировал с архитектурой, с декоративно-прикладным искусством - и во всем достигал выдающихся результатов.
Он творил и в строгой академической манере, писал импрессионистские пейзажи, создавал кубофутуристические композиции, придумывал вместе с Маяковским в 1914 году пропагандистские плакаты лубочного типа. А его поздние реалистические портреты вообще пронизаны рембрандтовским духом. Создавал Малевич и т.н. архитектоны. Это такие объемные архитектурные композиции, в которых геометрические фигуры врезались друг в друга под прямым углом. Даже существует версия, что архитекторы главного здания МГУ использовали идеи из супрематических архитектонов Малевича при проектировании здания МГУ. И совсем уж удивительным оказалось то, что Малевич проектировал даже флаконы для одеколона "Северный" по заказу парфюмерного короля России Александра Брокара. Он выпускался с 1911 года по начало 1990-х годов.
Рекомендую всем сходить на эту любопытную выставку.
И еще. Известного живописного "Черного квадрата" на выставке нет. Но есть музейная редкость, которая никогда не выставлялась, - графический «Черный квадрат» из собрания Литературного музея. Он был создан одновременно с первым живописным «Черным квадратом»...
«Дети на лужайке», 1908, ГМИИ им. А.С.Пушкина
Мария Германова в роли Розы в пьесе Л.Андреева "Анатэма", МХТ, 1909
Василий Качалов в роли Анатэмы в пьесе Л. Андреева "Анатэма", МХТ, 1909
Эти гелиогравюры Малевича впервые выставлены. Они создавались художником к спектаклю Л.Андреева «Анатэма» поставленному в МХТ Немировича-Данченко. Спектакль со скандалом сняли из репертуара МХТ сразу после премьеры. Православное духовенство сочло его кощунственным, так как одним из главных героев драмы был дьявол, ожесточенно споривший с богом, и в итоге спектакль запретил лично председатель Совета министров Российской империи Петр Столыпин. Однако театральное издательство успело выпустить альбом с рисунками и гелиогравюрами мизансцен «Анатэмы», подписанными Малевичем.
«Жница», 1912,Астраханская картинная галерея
«Косарь», 1912, Нижегородский государственный художественный музей
"Жизнь в большой гостинице", 1913-1914, Самарский областной художественный музей
Казимир Малевич, Владимир Маяковский, "Шел австриец в Радзивилы, а попал на бабьи вилы", 1914, Московский государственный музей В.В. Маяковского
Казимир Малевич, Владимир Маяковский, "Глядь, поглядь, уж близко Вислы немцев пучит, значит кисло", 1914, Московский государственный музей В.В. Маяковского
Упаковка одеколона «Северный», выполнена из белого матового стекла. Верхушку-пробку венчала фигурка белого медведя, 1911.
«Три фигуры в поле», Конец 1920-х, Собрание В.А.Дудакова и М.К.Кашуро, Москва
"Портрет Елизаветы Яковлевой", 1932, Собрание Инге и Филиппа ван ден Хури, Голландия
Этот портрет очень редко выставляется, в России впервые. Елизавета Яковлева была другом семьи, художником-бутафором, она погибла в блокаду. И хотя это выставка Малевича, но организаторы решили показать и единственную сохранившуюся работу Елизаветы Яковлевой:
Елизавета Яковлева, "Портрет племянницы Казимира Малевича Людмилы Богдановой", 1937, Собрание Владимира Филонова, Москва
Портрет матери, 1932-1934, Sepherot Foundation, Лихтенштейн
"Автопортрет", 1933, Московский музей современного искусства
"Портрет жены", 1933, Московский музей современного искусства