Так воронежцы называют этот портрет, написанный художницей Еленой Киселевой в 1913 году в Париже. На портрете изображена сестра русского художника, чья фамилия, к сожалению, до нас не дошла.
Портрет является безусловным хитом и chef d'œuvre'ом открывшейся в Москве
в Музее русского импрессионизма выставки "Элегантный век" Елены Киселевой.
В силу исторических обстоятельств творчество Елены Киселевой оказалось незаслуженно забытым и широкой публике сегодня малоизвестно. И только земляки художницы, воронежцы, помнили ее. Полвека назад Воронежский областной художественный музей имени И.Н Крамского начал собирать у себя картины Киселевой. В 1967 году работник музея искусствовед Маргарита Ивановна Лунева обнаружила в архиве Академии художеств в Ленинграде письмо Киселевой Репину из Белграда, датированное 1921 годом и имеющее обратный адрес. Наугад написала по этому адресу письмо и оказалось, что 88-летняя Елена Киселева жива и до сих пор с мужем живут по этому адресу. Завязалась переписка и в 1969 году Киселева передала в дар музею в Воронеже большое количество своих произведений. И вот эти картины из воронежского музея, а также несколько работ из Музея Академии художеств, Пушкинского дома, Русского музея и частных собраний (всего 50 работ) привезены в Москву и представлены для обозрения любителям живописи. Впервые так полно с послереволюционных времен. Я имею ввиду революцию 1917 года.
Елена Андреевна Киселева
Елена Андреевна Киселева родилась в Воронеже в 1878 году в семье Андрея Петровича Киселева, математика-педагога. Да, да того самого
Киселева по учебникам алгебры и геометрии которого учились многие поколения дореволюционных, а потом советских детей. И я, конечно, тоже учился по этим учебниками и они были настолько хороши, что я по окончании школы даже поступил на Физтех. Но сейчас не обо мне...))
Елена не стала математиком, хотя поначалу и попробовала себя на этом поприще, поступив на математическое отделение Бестужевских курсов в Петербурге. Но в 1898 году Елена поступила в Высшее художественное училище при Академии художеств, и с 1900 по 1907 годы занималась живописью в мастерской Ильи Ефимовича Репина. И была настолько талантлива, что стала любимейшей ученицей мастера и первой в истории Академии воспитанницей, удостоившейся права на заграничную командировку. С 1908 года продолжила обучение в Париже.
Расцвет ее творчества пришелся на 10-е годы.
Елена активно участвует в выставках "Союза русских художников", "Нового общества художников", в Академии художеств, за границей. Она становится востребованной и знаменитой художницей.
Вот скриншоты из журналов того времени:
Страничка из журнала "Нива", номер 20, 1910 год
На почетном месте, в середине страницы, помещена работа Елены Киселевой "Прекрасная Гортензия" 1908 года.
Обложка журнала "Столица и усадьба", номер 8, 1914 год
На обложке представлена картина Елены Киселевой "Деревенские девушки" 1906-1907 годов из собрания Музея Императорской Академии художеств.
Обложка журнала "Столица и усадьба", номер 64-65, 1916 год
На обложке представлена картина "Дачницы" 1915 года с выставки Союза русских художников в 1916 году.
В 1915 году Елена переезжает а Одессу к мужу Антону Билимовичу. Антон Дмитриевич Билимович-ученый-математик и механик. В 1918 году стал ректором Новороссийского университета. В январе 1920 года Антон Билимович, Елена Киселева и их маленький 2-х летний сын Арсений эмигрировали в Королевство сербов, хорватов и словенцев и поселились в Белграде. Елена Киселева постепенно отошла от художественной деятельности и полностью посвятила себя семье. В начале 30-х Киселева еще приняла участие в нескольких групповых выставках русских живописцев -эмигрантов. Но она так и не влилась в художественное сообщество Сербии. "Здесь все знают меня как жену профессора Билимовича и никто не знает художницу Елену Киселеву",-писала она в одном из писем. Во время Второй мировой войны их не тронули, но ее сын и жена сына были арестованы и отправлены в концлагерь. В 1944 году сын вернулся из лагеря неизлечимо больным и вскоре умер. С тех пор Елена Андреевна Киселева навсегда оставила живопись. В 1970 году в возрасте 91 год умер муж Елены Киселевой, основатель Белградской школы механиков, академик Антон Билимович. В 1974 году а возрасте 95 лет умерла выдающийся русский художник Елена Андреевна Киселева-Билимович.
И для друга
jumeau_2009 из Санкт-Петербурга, интересовавшейся выставкой Елены Киселевой и задавшей мне вопрос. В Академии художеств хранится одна работа художницы. Но какая замечательная. Та, которая изображена на обложке журнала "Столица и усадьба" за 1914 год. На выставке "Элегантный век" она представлена и собирает около себя много народу. Только сегодня картина почему-то называется "Невесты".
Е.А. Киселева, Маруся, 1913, Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
Эта картина была подарена музею в 1929 году матерью художницы, жившей в Ленинграде. Для самой Киселевой эта работа была своеобразным камертоном, эстетическим критерием в оценке своих собственных произведений. История бытования портрета в первое время его появления в музее была драматична. Тогдашними "искусствоведами" портрет был причислен к категории работ, воспевающих "помещичий быт" и "загнивающий капитализм". Судьба картины была почти предопределена. Но музейщики спрятали картину на верхнем этаже чёрной лестницы, где она благополучно простояла "лицом к стене" вплоть до самой эвакуации художественных ценностей. Ну а после войны "Маруся" уже воцарилась в экспозиционном зале музея. Сегодня эта картина стала символом музея. В 2014 году Воронеже даже был представлен проект-оммаж "Маруся - XXI" к 100-летию создания портрета.
Прекрасная Гортензия, 1908, ВОХМ им. И.Н. Крамского
В свое время этот портрет, показанный в 1910 году в редакции ежемесячника "Аполлон" на выставке современных русских женских портретов, вызвал ожесточенную дискуссию критиков. Киселеву пытались обвинить в том, в том, что в этом портрете не найдено единого современного национального русского женского типажа-«типа настоящей русской женщины - женщины-матери, которая героически строит и чинит разваливающийся наш современный очаг, которая идет на войну, в тюрьмы, в больницы, в науку, искусство и литературу". Читая сегодня этот бред, удивляешься как времена не меняются. И сегодня частенько слышишь что-то подобное от всяких ортодоксов. Но были и критики со здравым смыслом. Так С. Маковский в том же "Аполлоне" возражал на нападки и писал, что «в данном случае подразумевается женщина в ее эстетическом, а не реальном бытии».
Портрет Любови Бродской, 1916, Частное собрание.
На портрете изображена Любовь (Лия) Марковна Бродская (урожденная Гофман) (1888-1962)- поэтесса, жена художника Исаака Бродского. В своем письме к Маргарите Луневой Киселева пишет: "У меня был, по-моему, очень хороший портрет жены художника Бродского. Я её встречала в Финляндии у Чуковских, поражена была ее эффектностью и красотой". Дочь Любови Марковны, художница Лидия Бродская, писала о матери:"Она была образованной, умной, красивой женщиной.Писала стихи, любила музыку, живопись, сама рисовала и писала красками, была членом Союза художников" .
Лилии, 1910-е, ВОХМ им. И.Н. Крамского
Невесты, 1906-1907, Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
С этой картиной путница в названиях. На обложке журнала "Столица и усадьба" за 1914 год она называется "Крестьянские девушки". В альбоме "Музей академии художеств. Страницы истории, из-во СПб Лики России, 2009" она обозначена как "Невесты. Троицын день". Между тем у Киселевой была конкурсная работа "Троицын день". Ее местонахождение сегодня неизвестно. Искусствоведами считается, что картина "Невесты" была подготовительной к полотну "Троицын день". Но уровень и качество живописи оказалось настолько выдающимся, что эта картина приобрела самостоятельное значение и попала в коллекцию сначала Императорской, ну а сегодня Российской академии художеств.
Девушка в красном, 1907, ВОХМ им. И.Н. Крамского
Эта картина тоже считается подготовительной к полотну "Троицын день".
Дачницы, 1915, ВОХМ им. И.Н. Крамского
Картина была написана в знаменитом имении Пенаты Ильи Репина. Моделями для картины, которая исполнена на стыке жанров портрета и натюрморта, стали сестра и невестка художницы Мария Комиссарова (Киселева) и Берта Киселева (Ритт). Сама художница признавалась, что ей очень нравится писать женские портреты и что для нее живописные задачи важнее психологизма.
Зеленая ваза, 1910, ВОХМ им. И.Н. Крамского
У себя. Автопортрет, 1908, ВОХМ им. И.Н. Крамского
Написанная в Париже эта картина хорошо отражает приподнятое настроение недавней выпускницы Академии. Автопортрет написан предположительно в её ателье на Бульваре Рошешуар. На стенах мастерской висят полотна-возможно её собственные. Этот автопортрет в 1909 году получил премию Общества имени А.И. Куинджи.
Мать и дочь, 1911, собрание Романа Бабичева, Москва.
Картина была показана на IX выставке "Союза русских художников" в 1911-1912 годах. Писалась картина в Париже, а моделями служили две обыкновенные натурщицы из бедной области Италии. Интересна судьба картины, которую сумела выяснить Маргарита Лунева. Картина была куплена прямо с выставки за тогдашние 350 рублей и вскоре оказалась в семье издателя Сабашникова. Владелец картины отдал ее Сабашниковым за долги. Картина провисела у наследников издателя долгие годы. Они уже забыли имя художника, но знали, что полотно вроде бы ценное. Однажды, уже в 50-е годы обнаружили на обратной стороне, на подрамнике надпись "Е. Киселева". Отнесли на экспертизу в Третьяковку. Но в собрании Третьяковки не было работ Киселевой и сотрудники галереи ничего не смогли сказать хозяевам полотна. И вот в 1978 году случайно в газете "Советская Россия" Сабашниковы прочитали статью, что в Воронеже готовится выставка к 100-летию художницы Елены Киселевой. Они написали письмо в Воронежский музей. И у картины началась вторая жизнь.
На балконе, 1910, ВОХМ им. И.Н. Крамского
Картина написана в родительском имении Плясово-Юрасово под Воронежем. Позировала Виктория Федяевская, близкая знакомая семьи Киселевых.
Ревность, 1907, собрание Олега Арюхина, Санкт-Петербург
Нетипичное для Елены Киселевой полотно. Написано в Плясове-Юрасове. Позировали сестра художницы Мария с мужем Дмитрием Комиссаровым.
Портрет Татьяны Платоновой- Поздняк, 1910-е годы, ВОХМ им. И.Н. Крамского
Внучка екатерининского вельможи Платона Зубова, Татьяна Александровна Платонова получила прекрасное образование в Институте благородных девиц. Будучи в первом браке за морским офицером, она совершила много далеких путешествий, собрала значительную коллекцию произведений искусства различных народов мира. Платонова была наделена общительным характером, обладала музыкальными способностями, замечательно пела и танцевала. Все эти качества позволяли ей быть "душой общества". Киселева познакомилась с ней на набережной Невы возле Академии художеств. Привлеченная интересной внешностью, умом и образованностью своей новой знакомой, Елена Андреевна пригласила ее в мастерскую, где и написала этот портрет. И подарила его Татьяне. Портрет на долгие годы стал спутником Татьяны Александровны. Переехал с ней в Москву. Она рассказывала друзьям и близким о знакомстве с художницей, об истории портрета.
После смерти Татьяны её комнату в коммунальной квартире заняли новые жильцы. Все вещи Татьяны выбросили, а портрет забрала к себе соседка и несколько лет он простоял в темной передней, заложенный за старый сундук. И опять же, помог случай. Уже прошла юбилейная выставка Киселевой в Воронеже, имя художницы стало появляться в печати. И вот владелица картины, помня от Татьяны Платоновой имя художницы - Киселева, решила отнести портрет на экспертизу в Третьяковку. Это был 1988 год и в Третьяковке уже знали кто такая Киселева. Так у картины началась новая жизнь. Тщательная реставрация и попадание в постоянную экспозицию воронежского музея.
Портрет Павла Елисеевича Щеголева, 1911, ИРЛИ РАН (Пушкинский дом)
Павел Елисеевич Щеголев (1877-1931)- выдающийся филолог, историк,литературовед-пушкинист. Киселева много общалась с Щеголевым в Петербурге. Также их объединяли воронежские корни. К моменту написания картины Щеголев уже был известным пушкинистом, при этом отбывшем наказание в "Крестах" за революционную деятельность.
Портрет отца, 1906, ВОХМ им. И.Н. Крамского
Андрей Петрович Киселев (1852-19400- выдающийся русский и советский педагог, прозванный "законодателем" школьной математики за авторство множества классических учебников по алгебре и геометрии, переиздаваемых до сих пор.
Портрет Антона Билимовича, 1925, ВОХМ им. И.Н. Крамского
Антон Дмитриевич Билимович (1879-1970)- ученый математик и механик. Муж Елены Киселевой. Основатель Белградской школы механиков, действительный член (1936) Сербской академии наук и искусств. Во время Второй мировой войны после оккупации Белграда Билимович ушёл демонстративно на пенсию, отказавшись сотрудничать с коллаборационистскими властями и немецкой администрацией. После освобождения Югославии был восстановлен в должности естественно-математического факультета Белградского университета. Окончательно вышел на пенсию в 1955 году, однако продолжил заниматься научной работой.
Портрет сына, 1925, ВОХМ им. И.Н. Крамского
Изображен Арсений Антонович Билимович (1918-1944). И мне кажется в портрете художница угадала печальную судьбу сына. Мне кажется мальчик на портрете с печалью всматривается в свою будущую незавидную судьбу.
Использованы данные из интернета, лекции на выставке и альбома-каталога выставки.