Последний писк нынешней джинсовой моды ))
Нынешнее поколение молодежи и близко не представляет, что такое были джинсы для нас, для молодежи 60-х - 80-х годов прошлого века. В СССР джинсы ведь были не просто модными штанами. Если у тебя были джинсы (только обязательно «фирмА»-Levis, Wrangler, Lee), то ты как бы приподнимался над социумом и чувствовал себя крутым, все знакомые девушки восхищенно смотрели на тебя, а ты сам себе казался невероятным красавцем и даже чувствовал свое умственное превосходство над друзьями, особенно теми, у кого не было такого богатства, как фирменные джинсы...)
Но в советских магазинах (ну кроме магазинов "Березка", торгующих за чеки Внешпосылторга) фирменные джинсы не продавались. Официально купить их было просто негде. Поэтому появилась целая прослойка спекулянтов и фарцовщиков, торговавших вещами западного производства. И стоимость фирменных джинсов у них доходила до 250 рублей., что было побольше среднемесячной зарплаты советского человека.
А начал я разговор про джинсы потому, что вспомнил одну забавную историю, случившуюся со мной в школе. Жил я тогда в Вильнюсе. Двор-колодец, все знают друг-друга и со всеми теплые отношения. Двор - как одна семья. Была еще особенность - двор был весь еврейский. Ну кроме нашей семьи. А в те годы, живущим в Литве евреям, активно помогала сионистская организация Сохнут. В том числе и посылками с материальной помощью. И вот однажды Фолька Ценципер позвал меня домой и показал очередную посылку от Сохнута. И там были... джинсы. Я вожделенно смотрел на недостижимое для меня богатство, а Фолька, проследив мой взгляд, спросил: "Нравятся?" . Дурацкий вопрос. Фолька это тоже понял и продолжил:"Забирай. У меня уже есть три пары. Мне больше не надо". Я не поверил своему счастью - бесплатно...джинсы... "Забирай, забирай не стесняйся, папа и мама не будут ругаться, они у меня добрые" - весело посматривая на меня и довольный тем, что сделал доброе дело, тараторил Фолька.
Так я стал впервые обладателем настоящих джинсов. Были они скорее всего не "фирмА", но что-то иноземное было написано на лейбле. Сейчас уже и не вспомню. И подошли они мне сразу. Почти ничего не надо было переделывать. Ну разве что слегка подвернуть штанины.
И вот, гордый и уверенный в своей неотразимости, на следующий день я пошел в них в школу. Кажется учился уже в 9-м классе. Одноклассники сразу окружили, щупали, охали, спрашивали где взял, а девочки смотрели восхищенно.
Как мне казалось. ))
На переменке, после первого урока, классная руководитель сказала, что со мной хочет поговорить директор школы. Директор, Разиньков Алексей Петрович, иронически посмотрел на меня и сказал, чтобы я больше в этой иностранной "гадости" в школу не приходил. Как сейчас помню: "Вы, Виктор, советский школьник, комсомолец, у педагогического коллектива на хорошем счету, мама ваша нам очень помогает в родительском комитете, на медаль идете. Вы должны быть примером для своих одноклассников во всем. В том числе и в одежде. А вы! Приходите в школу в штанах, которые нигде в СССР купить невозможно. Это что вызов нам всем? Да еще штаны - джинсы. Вы что на стройке что ли? Это ж рабочая одежда американских негров. Я прошу вас больше в этой иностранной гадости в школу не приходить. Вы меня услышали?"
Я услышал. Все-таки медаль мне хотелось получить. Потому что это было условием родителей - тогда они отпускали меня в Москву в институт. А я так хотел уехать в Москву. Но это уже другая история.
Джинсы я отдал моему брату.
Ценциперы уехали в 1973 году на ПМЖ в Израиль.
Я получил свою школьную медаль и уехал в Москву, где поступил учиться на Физтех.
И осталась память о моих первых в жизни джинсах. )