Ну наконец-то и мы с женой сегодня добрались до Пушкинского музея - прерафаэлиты и Тициан ...
Данте Габриэль Россетти, "The Beloved", 1863, галерея Тэйт, Лондон.
Тициан Вечеллио, "Флора", 1515, галерея Уффици, Флоренция
Приехали около 12 часов дня, очередь слегка заворачивала за угол и мы постояли примерно полчаса ...
А когда уходили, то очередь заворачивала за угол и конец ее терялся вдалеке....
Очередь на выставку в субботу 3 августа примерно в 14 часов...
Судя по разговорам в очереди народ в основном стоял "на Тициана"...)
Прерафаэлитов основная масса "очередников" похоже не знает... Мы же с женой пришли смотреть в первую очередь прерафаэлитов, творчество которых знаем и любим, а живьем никогда не видели ... Тициан же сильно хрестоматиен, многажды репродуцирован, его работы есть в России (в Эрмитаже), а вот прерафаэлитов в таком количестве и качестве впервые привезли в Москву (за масштабную выставку нельзя считать предаукционный показ прерафаэлитов в Третьяковке в мае 2008 года, организованный аукционным домом «Кристис») и их работ совсем нет в собраниях российских музеев...
Конечно, эти две выставки правильнее было бы проводить раздельно....
Настолько прерафаэлиты и Тициан самодостаточные выдающиеся художественные явления и настолько разные по творчеству и содержанию, что смотреть их подряд непростая задача для адекватного восприятия красоты и творчества ... Уже появилось много заметок сравнивающих и противопоставляющих друг-другу эти два художественные явления...Наиболее радикально и ярко высказался "дедушка русской фронды" Эдуард Лимонов
http://limonov-eduard.livejournal.com/341455.html...))
Спорно и несправедливо, но его высказывание как раз и подчеркивает мою мысль, что эти две замечательные выставки лучше бы было проводить в разное время и не смешивать...
Писать длинную историческую справку о прерафаэлитах нет смысла...все можно найти в интернете...Но пару слов все-таки надо написать...)
К середине XIX века в британской живописи уже несколько сотен лет как ничего не происходило. Застой и стагнация, все используют техники, введенные еще в эпоху Рафаэля. Английские художники того времени писали полотна про историю Англии, портреты светских дам и кавалеров, писали в академической манере... И вот в 1848 году семеро молодых художников (тогдашние английские креаклы..))объединились для создания собственного художественного направления, идущего в разрез с устоявшимися академическими нормами. За образец искренности и художественной свободы они взяли искусство раннего Возрождения, «до Рафаэля»...И назвали они себя "Братство прерафаэлитов". Лидеров было трое - Джон Эверетт Миллес, Уильям Холман Хант и Данте Габриэль Россетти. ... Прерафаэлиты обратились к сюжетам из литературы (Данте, Чосер, Шекспир), по-новому интерпретировали Библию, затронули проблемы современного общества... "Братство прерафаэлитов" просуществовало всего 5 лет... А сколько сделали и скольким будущим направлениям в искусстве дали жизнь... Прерафаэлиты стали предвестником стиля модерн в изобразительном искусстве, их считают основателями символизма. Поэзия прерафаэлитов повлияла на творчество французских символистов Верлена и Малларме, а живопись - на таких художников, как Обри Бердслей, Уотерхаус. Некоторые исследователи даже считают, что английские хиппи появились в том числе и под влиянием прерафаэлитской живописи...)
Открывает выставку работа Сандро Боттичелли "Мадонна с младенцем". Боттичелли был кумиром прерафаэлитов и эта работа как бы является камертоном предстоящего созерцания посетителями творений художников-прерафаэлитов
Сандро Боттичелли, "Мадонна с младенцем",ГМИИ им. Пушкина.
Надо сказать, что я был очень удивлен увидев эту, ранее никогда не виденную мною в ГМИИ им. Пушкина, работу великого флорентийца... Постоянные посетители музея (и я в том числе) знают, что в экспозиции музея есть две небольшие вертикальные доски с работами Боттичелли «Благовещение»... И все...И вдруг появился новый Боттичелли...Совершенно потрясающий, мирового уровня...Откуда? Трофей времен второй мировой? Почему до сих пор не показывали? Непонятно...
Ну а прерафаэлиты восхитительны... Ни одна из виденных мною репродукций и близко не приближается к живому восприятию их живописи... Конечно, любого художника надо смотреть вживую, но у прерафаэлитов настолько живопись светится изнутри как бы и такие волшебные краски, что только "живое" восприятие их живописи дает нужный эффект... Прерафаэлиты нашли ту грань в мастерстве когда яркость и сочность красок не переходит в пошлость кича, а манерность и гротеск изображаемого создает эффект не фальши, а театральности и книжной иллюстрации...
Все, дальше молчу...
Джон Эверетт Миллес, "Офелия", 1851-1852, галерея Тейт, Лондон
Данте Габриэль Россетти, "Благовещение", 1850, галерея Тейт, Лондон
Теодор фон Хольст,"Невеста"
Данте Габриэль Россетти, "Прозерпина", галерея Тейт, Лондон
Фредерик Сэндис, "Ориана"
Фредерик Сэндис, "Осень"
Форд Мэдокс Браун, «Чосер при дворе короля Эдуарда III»
Уильям Холман Хант, «Детский праздник»
Уильям Холман Хант, «Валентин, спасающий Сильвию от Протея»
Форд Мэдокс Браун, "Семена и плоды английской поэзии"
Эдвард Бёрн-Джонс. "Sidonia Von Bork"