Объяснительная записка по субботам номер раз

Jun 01, 2013 21:36

Шаббат шалом, други.
Тут в четверг один деятель на Ухе Москвы (никак не избавлюсь от вредной привычки включать 91,2) искренне недоумевал, чем же была плоха советская система школьного образования.

Я даже не буду занудно спрашивать, а какой период рассматриваем (школа 30-х почти ничего не имеет общего со школой 70-х). Это не важно, так как ничем она не была плоха. Советская школа вполне соответствовала времени-пространству - что характерно, и в 30-е соответствовала, и в 70-е. А теперь, вот незадача, не соответствует.

Вообще я собирался объяснить то, что объясняю, ещё пару лет назад. В стиле «попробуем простыми словами о сложном». Но я, как известно, ленив. В общем, благодаря деятелю из «Особого мнения» Уха составляю объяснительную.

Итак. Есть новость: за последние 20 лет мир несколько изменился. Конкретнее: изменились взаимоотношения социума и его «пищи» - информации. Я бы даже сказал, изменился информационный метаболизм человеческого сообщества (да, вот это непростые слова, да к тому же из проклятой лженауки соционики, но они мне здесь нужны).



картинка http://www.flickr.com/photos/arselectronica/

Вплоть до примерно 70-х годов прошлого века информация являлась сверхценностью. Есть разные оценки, но, потратив некоторое время на изучение вопроса, мы увидим примерно следующее.
Принимаем за константу количество информации, накопленной человечеством за полтора тысячелетия с Рождества Христова, то есть к 1500 году. Эта совокупность знаний (дальше я буду нагло пренебрегать разницей смыслов понятий знание и информация, которую, тем не менее, хорошо осознаю) количественно удвоилась к 1800 году. Потом к 1900. И следующим разом удвоилась к 1950 (всё это оценочные этапы, но реальность где-то рядом).

А потом, понятное дело, всё это дело экспоненциально рвануло разбухать. Скорее количественно, чем качественно, но этим фактом тоже пренебрежем. Считается, что сейчас информация увеличивается несколько более чем вдвое каждые два года.
Ссылок не даю, если кому интересно про 1,8 зеттабайт созданной в 2011 году информации, гуглите.

И вот мы - опа! - в мире, где информация перестала быть сверхценностью. Ну вот так получилось, что ценность гигабайта (важно! общедоступного гигабайта) стала нулевой во всех смыслах. А ценным стало нечто другое. Как мы работаем с информацией.


Спокойно, возвращаемся к школе. Несколько умных дядек, понимая изложенную ситуацию, взяли и придумали стандарт школьного образования второго поколения (дядьки российские, стандарт российский).
Так вот в этот стандарт никто, по большому счёту, так и не врубился. Включая учителей. Это так получилось потому, что там очень много разномудрых слов. А понапиханы они там из-за того, что так надо для серьёзных документов.

Зато я могу прямо сейчас совершенно популярно объяснить, что за зверь новый стандарт, и что же изменилось.
Задачей и целью того самого советского образования ставилось ЗНАНИЕ. Потому что информация являлась сверхценностью. Задачей и целью образования, которое пытаются establish (не подбирается русское слово) упомянутые умные дядьки, является УМЕНИЕ. Закрепляем материал мнемонически (творчески используем известный лозунг времён первоначального накопления капитала): «ЗНАНИЕ - НИЧТО, УМЕНИЕ - ВСЁ!» И вот это вот так получилось, потому что ценность информации уже даже не нулевая, а в области отрицательных величин. Объективно так получилось. Вот и всё. Такие дела, как любил приговаривать старина Курт.

Собственно, на этом можно было бы и закончить. Сформулированное мною короткое «не знать, а уметь» является по сути ключевой парадигмой проводимой с таким трудом образовательной реформы. Короткой и ясной такой парадигмой (всё-таки не получается объясняться у меня в общеупотребительной лексике).

Значит так. Вижу, что одной объяснительной всё-таки никак не ограничиться, чтобы отликбезить тему. Нужно же объяснить, что образовательная реформа на сегодня складывается из четырёх диковинных штук: ФГОС - закон «Об образовании» - ЕГЭ - НСОТ, которые не только диковинным образом связаны между собой, но и вступают в ряд непримиримых противоречий.
Где-то, пожалуй, 4-5 объяснительных записок понадобится, чтобы об этом рассказать.

Товарищи, рассказывать? Это кому-нибудь нужно? А то я же, правда, ленив. В комментариях можно задать вопрос, если хотите узнать что-то конкретное про нашу клятую реформу.

Резюмирую: если будет запрос на продолжение шаббат-шаломных объяснительных про образование в школе, следующая запись будет следующим шаббатом.

Да, и ещё ПСЫ: прошлая запись на похожую тему - это так, не обращайте внимания, у автора было плохое настроение.

шабат шалом, записные книжки, полить информацию, школа, ликбез, ухо москвы

Previous post Next post
Up