Шаббат шалом.
Сегодня некоторое количество слов о такой уж-жасной штуке как коррупция.
По википедии, коррупция -
термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.
Там же немного ниже мы видим:
Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.
Это не так. Вернее, не совсем так. До некоторого критического предела коррупция является, утверждаю, позитивным фактором экономического развития. А вот только после превышения этого предела, который я оценю, пожалуй, половиной суммы контракта, фактор становится негативным (заградительным).
Картинка Барта www.flickr.com/people/cayusa
Коррупция является не более (но и не менее) чем одной из форм конкуренции. По «википедийному» это бы звучало так: коррупция - это форма делового взаимодействия в сфере коммерческой деятельности, которая носит конкурентный характер.
Последнее из той же статьи википедии:
многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом.
Вот. Здесь зарыта самая интересная собака по предмету. Если мы знаем, что в России стоимость километра автодороги 150 млн долларов (это я оценочно), а в Европе она крутится вокруг 10 млн евро (это я оценочно), мы понимаем, что коррупционная составляющая у нас явно больше половины (не хочу обсуждать про полосность, эстакады и прочие составляющие. Достаточно того, что в своё время я общался с дорожниками, я знаю, сколько они закладывают. Общался по одному презентационно-юбилейному проекту, в котором, конечно, тоже была заложена своя коррупционная составляющая, смайл).
То есть, надеюсь, мы уже понимаем, что разоблачения, скажем,
Роспила это в основном не о коррупции. Это о мошенничестве. Здесь очень важно то, что «коррупция» (на самом деле вот именно такое, о каком договорились, распределение прибыли) это не то же самое, что мошенничество (которое, как правило, представляет собой просто кражу).
Другой вопрос: а мошенничество может быть позитивным фактором экономического развития? Ответ: а ка-ак же, конечно.
В производстве рекламной полиграфии существует такая негласная вещь, как «процент заказчика». Если я как рекламное агентство полного цикла делаю тираж у типографии-субподрядчика, я договорюсь про шапочку. Мой абсолютно удовлетворённый заказчик не будет знать, что с каждого рубля, который он заплатил за буклетики, я получу от типографии 20 копеек, фидбэком, как процент заказчика (то есть меня, заказчик типографии - я. А типография, слава Б-гу, всегда ведёт себя по принципу «заказчик моего заказчика - не мой заказчик». К слову: если типография нарушает этот принцип, отказываемся от этой типографии).
Картинка Асима Бхарвани www.flickr.com/people/modenadude
Это я просто рассматриваю известную мне область деятельности. Но знаю, что в области грузоперевозок, производства пиццы или комбикормов действуют такие же законы, только схемы надо приспосабливать под отрасль.
Так вот «шапочка» - это мошенничество? Само собой. Введение в заблуждение и всё такое. Я не стану расписывать заказчику буклетика, что такое контроль тиража. На всех стадиях. От закупки бумаги до проверки марзана на постпечатке. Проект успешно выполнен. ЧТД и дело сделано.
Но давайте учитывать, что мошенничество тоже градуируется. Хотя бы по объёму средств. И две тысячи буклетов нельзя сравнивать с одним томографом. И ещё кое-какие параметры несравнимы. Ну это для вольного полёта мысли, за рамками того, о чём хочу дорассказать.
Вот, например, классическая коррупция (придётся смотреть тоже на примерах из полиграфической отрасли).
Нормальная коррупция - это пример ещё более позитивной конкуренции. Потому что мне как исполнителю нужно изобрести такую схему, чтобы напечатать эту книжку (редактор, корректор, верстальщик, препресс, производство…), остаться с прибылью и отнести половину контракта заказчику (госструктуре). Я так работал с одним департаментом московского правительства (при Лужкове. Срок давности уже того, но всё равно не назову) и с одной ещё более крупной структурой. Которую тем более не назову, смайл. Но с книжки от этой структуры смог заплатить месячную зарплату всему «Авторскому знаку».
Это нормальная конкурентная борьба. Кто-то может простроить схему, ну а кто-то нет, или ещё какие-либо другие минусы. Но результат на выигрыше одинаковый: процент заказчика возмещён, заказчик продукцией удовлетворён, контрагенты отфидбэчены, некоторая разумная прибыль имеется.
Ну и со стороны «конечного исполнителя», конечно, тоже приходилось катить, когда я рулил одной маленькой безумной типографией. И ровно с тех же позиций: не отдам 20 копеек с рубля, уйдёт от нас этот банк со своими визитками, не будет объёма работ, не заплачу зарплату.
В последних строках. Итого. В вопросе с коррупцией и мошенничеством дело обстоит ровно так, как я люблю: всё не так сложно, всё ещё гораздо сложнее.
Но. Есть вот это вот простое «не заходи за черту». По сообщениям с мест, сегодняшняя Москва хочет от 70 до 90 процентов. И это та самая жадность, которая губит фраеров контрпродуктивная неразумность, которая «является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию».
В КАЧЕСТВЕ ПОСТСКРИПТУМА
Ну а
Роспил что это такое? Ну вот бывает такое, есть люди, которым интересно считать деньги в чужом кармане. Обычно это зависть. Ну как же, у кого-то получилось, а у меня, всего такого честного, не получилось. Так на то предпринимательская деятельность (а госслужба, безусловно, тоже является таковой) и конкурентная форма существования мыслящих белковых организмов.
Да полезно, конечно, чиновников кусать, полезно, щука там в водоёме и караси тоже там же. Только швондерство это, скажу, в чистом виде, как оно есть. «Мы, управление нашего дома, пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома…»
Вот поэтому, кстати, т-щ Навальный никогда не станет президентом России. Вселенная, она, как водится, не терпит пустоты и крутится по своим железным законам. То есть кампания, основанная на ложном посыле (ай, жулики! ай, воры!), обречена на провал, пусть даже почти совсем никто и не понимает, что посыл - ложный.