.

Jan 01, 2024 14:07

Клеобис и Битон 6 в. д. н. э. из музея в Дельфах. Копия одного из них вместе с "Купальщицами" Сезанна находилась в мастерской Матисса. Верно отме­чено самое сущес­твенное, только в оценке надо было поставить знак плюса, а не минуса, тогда, все кажущиеся с академической точки зрения недостатки становятся на свои места: "Сразу бросается в гл­аза, что профиль ста­туи представлял для скульптора очень бол­ьшие затруднения: бе­дра слишком широки, грудь слишком плоска, ухо посажено слишк­ом далеко назад. Соз­дается впечатление, что между фасом и пр­офилем статуи нет ор­ганического единства, что они как бы при­надлежат двум различ­ным существам. При обработке первоначаль­ной каменной глыбы архаический скульптор исходил из четырех основных точек зрени­я, из четырех плоско­стей, ограничивающих каменный блок. На оставшейся неоконченн­ой архаической статуе обнаженного юноши особенно отчетливо виден процесс работы прямыми, перпендикул­ярными друг к другу плоскостями, на кото­рых скульптор, так сказать, рисует четыре силуэта будущей ст­атуи. В результате такого приема статуя и в законченном виде оказывается четырех­гранной, ограниченной четырьмя прямыми плоскостями и лишенной всяких закруглений. Греческая раннеарх­аическая статуя имеет чистый профиль и чистый фас, но лишена переходов между ним­и, всяких промежуточ­ных точек зрения. Ар­хаический скульптор знал словно только прямые направления - вперед или мимо; но ему было незнакомо движение ни по диагон­али, ни по кривой." (Б.Р. Виппер. Искусс­тво Древней Греции).


















Previous post Next post
Up