.

Feb 13, 2023 15:11





В самом деле, почему Пушкин, никогда специально для детей не писавший, так ими принимается? Не из-за «нравственного» ведь содержания: детям часто на это чихать. Им подавай занимательность. А еще - метафизику! Они по природе метафизики. Им нужна безукоризненная и прочная модель мира, устойчивая и постоянная. Пастернак: «Гений - это детская модель мира», - это он в письме к моему дорогому Кайсыну писал. Выходит, Пушкин близок к детям просто потому что он - гений. Причем не просто гений, а какой-то особенный.

Им близок его универсализм, его умение в любом факте, сюжете, поступке услышать дыхание большого бытия.

А это ведет к сказке и притче (кстати, в пушкинских сказках много от притчи). То, что у Пушкина найдено в его сказках, есть у него почти везде: монолитность компонентов, могущество внешних деталей, выражающих внутреннее, суть; тотальность действия как основы и сюжета, и характеристики. А это все очень занимательно для детей. Он им близок и понятен структурно. Глубокие смыслы, философия, многозначность детьми еще не улавливаются - или очень редко, - а вот структуру они чуют; структура же есть гарант и смысла, и философии, и многозначности, это проникает в них помимо разума.

Видимо, именно структурность, отражающаяся в немыслимой красоте стиха, пленила меня в детстве, когда мама читала мне «Медного всадника». Дети очень чувствуют красоту - опять же поверх разума. Эйнштейн говорил о красоте формулы, когда формула отражает истину.

Непомнящий В.С.
Previous post Next post
Up