Оригинал взят у
strix_ru в
Про свободные школы - АнглияХочу немножко прорекламировать статью с сайта Букник-младший про альтернативную демократическую школу Сэндс в Англии, а также
про первые свободные школы, которые, как известно, появились как раз в Англии еще в начале прошлого века.
Почти как у Гарри Поттера
Авторские школы в Англии: главное - научить детей хотеть учиться "Школа Сэндс расположена в сердце старой Англии, в городе Эшбертон в Девоне. Небольшой средневековый английский городок, с уютными улочками, старинными домиками, крошечными окнами и дверьми, знаменитыми чайными и антикварными магазинами. Здание школы окружено тенистым садом.
Школа СэндсВ отличие от многих частных школ,
Сэндс не интернат. Дети тут проводят только учебное время, а живут в городе: как правило, снимают жильё.
В школе нет начальной ступени, только средняя и старшая. Учебный план, в большей степени, чем у других
свободных школ, опирается на академическое образование. Но с присущими демократии приятными вольностями..."
Читать статью на сайте... И еще, мне кажется будет нелишним здесь выложить диалог, который у нас получился с автором статьи по поводу демократического образования и др.:
Alexandra Strix "В отличие от других свободных школ, правила Сэндс требуют посещения выбранных занятий. Их набор можно менять раз в семестр"
____
Вот это мне, как родителю, не понравилось бы. Еще старшие школьники, лет 16-17 могут сделать сознательный выбор и потерпеть, но младше - это во многом выбор из двух зол: "буду ходить на занятия, только бы не отправили обратно в массовую школу", или "потому что надо, раз родители заплатили столько денег".
А хорошо - это то, что дети живут с семьей.
Nika Dubrovsky А мне как раз этот пункт кажется очень правильным. Для свободных школ, которые я видела - это большая проблема. Дети не приучены вообще серьезно относиться к занятиям. Ведь это тоже не нормально: записался, послушал пару классов и ушел
в конце концов, хороший учитель тоже тратит время. чтобы устроить все под ребенка, найти для него правильньый контекст, а ребенок вдруг раз и уходит.
в Америке, да и в Германии я видела школы, где дети вообще не могли ничему учиться. потому что у них постепенно вырабатывалась такой паттерн поведения -- путешествия из одного класса в другой. Задерживались они только у компьютерных игр.
В Израиле, кстати, в свободных школах очень часто посещение занятий по выбранным предметам на выбранный срок обязательное.
При этом, ребенку дают возможность посетить несколько классов до того как принять самостоятельное решение остается ли он. Это делает школу похожей на университет. И это, мне кажется, правильным, даже для детей более младшего возраста
Alexandra Strix Ника, вы же наверняка много раз видели в еще советское время бесплатные занятия для детей в домах пионеров и прочая, сейчас такие тоже есть, и много. Их посещают мои дети и дети моих знакомых. Я их условно называю "кружкИ". Так вот те дети, которых НЕ пихают насильно в кружкИ, ходят туда сами, совершенно добровольно и длительное время. От каждого конкретного ребенка зависит, какое именно время. Может месяц, может год, а может и пока не станет совершеннолетним (это даже не зависит от того, закончил ли ребенок официально школу, может он уже 17-летний студент, но продолжает тайком ходить в любимый кружок :)).
Так вот в довольно большой части таких кружков - свободное посещение. хочешь - ходи, не хочешь - не ходи. Вот так уж насильно никто не заставляет. Ну, просят детей, мол, проверки, то-се, придите тогда-то, ладно?
Nika Dubrovsky все так. я давно поняла, что для меня идеальная школа - это дворец пионеров с его кружками. Но, когда ты начал заниматься музыкой и купил инструмент, то вряд ли бросаешь каждый месяц и выбираешь себе новое занятие
Alexandra Strix И ведь дети ходят. Годами ходят. Почему? Потому что у них есть ВСЕГДА право выбора. Выбор ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, хочу - пойду, не хочу - не пойду. Вот куда ОНИ выбрали, туда они сами, без помощи взрослых доброжелателей ходят сами. Бегут туда. Прогуливают уроки и классные часы, сбегают со школьных мероприятий и автобусных экскурсий.
"В конце концов, хороший учитель тоже тратит время. чтобы устроить все под ребенка, найти для него правильный контекст, а ребенок вдруг раз и уходит."
Почему должно быть ВЗРОСЛОМУ это обидно? Нашел контекст, да контекст что-то не подошел. Подойдет другому, нет? Взрослый - не ребенок, он уже сознательно МОЖЕТ не быть таким обидчивым, как ребенок, тем более, когда это взрослый, который знает и понимает, даже, возможно, изучал детскую психологию.
"Но, когда ты начал заниматься музыкой и купил инструмент, то вряд ли бросаешь каждый месяц и выбираешь себе новое занятие"
Кто-то бросает, кто-то - нет. Я знаю тех, кто и раз в месяц бросал, пока не нашел то, что ему нужно. Поэтому, ИМХО, полезно иметь место, где инструмент можно взять напрокат. Это лучше, чем заниматься тем, что почему-то разонравилось.
Nika Dubrovsky я не думаю, что это проблема в школе. Там дети сами устанавливают правила и это правила, которые они и установили. Вполне возможно, что придут другие дети и правила поменяются. Кроме того, в сандс действительно более взрослые дети, кажется с 12 или даже 14 лет и дисциплины там такие, в которых быстро разобраться и быстро их поменять невозможно.
Руководительница театра рассказывала, что дети обычно очень серьезно относятся к тому. что на них рассчитывают: ведь театр - это коллективная затея и не бросают постановку до окончания работы. Хотя все и в свободном режиме занимаются
Alexandra Strix "в Америке, да и в Германии я видела школы, где дети вообще не могли ничему учиться. потому что у них постепенно вырабатывалась такая паттерн поведения -- путешествия из одного класса в другой. Задерживались они только у компьютерных игр."
___
Возможно дело именно в воспитании? Воспитание телевизором и теми же самыми компьютерными играми и НЕвоспитание родителями, самыми даже демократичными родителями и приводит к тому, что дети просто "плавают" в вакууме незнания что я хочу и что мне надо, и что мне делать. Просто нет КОРНЕЙ. Корни - это нечто базовое, и оно не имеет отношения к патриархальной земледельческой семье или строгой учительнице. Это когда воспитываются в каком-то одном ключе, небольшим количеством людей, двигающихся более или менее в каком-то одном направлении, а не разрозненными и противоречивыми передачами по телевизору или компьютеру и кучей разнообразных людей в школе. Когда тебя дергают направо и налево с самого раннего детства, то вообще очень сложно что-то конкретное понять в этой жизни.
"кажется с 12 или даже 14 лет и дисциплины там такие, в которых быстро разобраться и быстро их поменять не возможно"
___
Да, в 14 лет МОЖНО понять, надо тебе что-то там на ближайшие полгода, но это зависит от конкретного ребенка. Может понять, а может и не понять. Но цена ошибки - полгода занятия тем, чем НЕ хочется. Да еще и висит ответственность за выбор. Это нужно в случает образования 14летнему? Или он должен отвечать за выбор в чем-то более важном и не отвечать за неправильный выбор там, где неважно?
"руководительница театра рассказывала, что дети обычно очень серьезно относятся к тому. что на них рассчитывают : ведь театр - это коллективная затея и не бросают постановку до окончания работы. Хотя все и в свободном режиме занимаются"
___
Ответственность - да, но тогда когда нужно, ему нужно, ребенку. Если есть выбор - я ОТВЕЧАЮ за жизнь и благополучие сестренки, за которой я эти 2-3 часа приглядываю, или я выбрал театр, который мне разонравился через неделю, но уйти я не могу, потому что подведу.
Подведу кого? Кто умрет от того, что даже 14летний подросток решил выбрать уйти из театра? Может быть лучше поменять исполнителя роли? Это же не катастрофа.
Вспоминаю пионерское "Ты должен, ты обязан это сделать, на тебе держится все это мероприятие, ты отвечаешь за успех выступления... всего твоего звена!" ... и ведь катастрофа, если звено не получило первого места по результатам года... А класс из-за тебя оказался слабоват? А вдруг это именно из-за ТЕБЯ, тебя лично твоя родная школа не получила звания правофланговой???
.. надо же как-то различать, ИМХО, важное и не важное, где ответственность это полезно, а где это может и не так важно.
"там дети сами устанавливают правила и это правила, которые они и установили. Вполне возможно, что придут другие дети и правила поменяются. "
___
Меня немного напрягают демократичные правила, потому что ты должен подчиниться выбору коллектива в каких-то делах, сугубо твоих личных, например относительно твоего собственного образования, и ты не можешь это изменить, если ты один, и ты против большинства, но... за тебя родители уже заплатили деньги за этот семестр
Nika Dubrovsky Почему в некоторых свободных школах детей превращаются в безалаберных потребителей - это длинный разговор. И важный, конечно.
В идеальном случае, решения должны приниматься консенсусом, а не большинством голосов, но в реальности даже большинством лучше. чем в других местах. К тому же, ребенок живет и учится в сообществе. Это значит, что он в любом случае, вынужден ориентироваться на то, что думают его соседи, как они организуют время и занятия.
И еще: Сандс - английская школа, а у них там как-то строго с экзамене, с гос. проверками. Они должны сдавать какие-то отчеты и зачеты . поэтому. английские дети определенный набор предметов выбирают в любом случае
Это не из-за пионерской ответственности происходит, а по совершенно другим соображениям - их в вуз потом не возьмут.
Alexandra Strix Про проверки - это понятно, они не от хорошей жизни так все устроили в школе. Но это не значит, что не нужно стремиться к лучшему Про экзамены и вузы - тоже понятно, тоже не от хорошей жизни, это серьезное ограничение выбора. Кстати, а как там живут хоумскулеры, в Британии? Вроде бы недавно, но они выбили себе достаточно льготные условия существования?
Nika Dubrovsky Можно вопросы собрать у желающих и спросить у детей и учителей этой школы что-нибудь дополнительное, они только рады будут
Хоумскулеры там живут хорошо, не то, что в Германии, где это - уголовное преступление.