Ставим Шекспира-4 Король Лир.

Oct 15, 2006 20:17

прошу прощения, что пропустил эту часть. :)
Сцена четвертая.
Эпизод первый.

Гонцы от Лира и Гонерильи прибывают практически одновременно. Столкнувшись во дворе с побитым им слугой, Кент приходит в ярость - он понимает, что Гонерилья прислала его не зря. В ходе перебранки он нападает на слугу. Шум привлекает хозяев. Регана с Корнуоллом останавливают стычку. Разгневанный герцог требует объяснений. Кент легко сменил облик, но нрав упрятать сложно. Он вызывающе дерзит. Привычки заработанные при дворе Лира дают себя знать. Кент столь привык к роли прямолинейного рубаки режущего правду-матку в глаза, что забывает, в какой ситуации его король. Корнуолл взбешен и приказывает надеть на него колодки. Регана принимает письмо от сестры. Вести ее встревожили. Понимая, что Лира необходимо сразу осадить, супруги решают немедленно покинуть замок и встретить Лира в дороге. Не допустить его приезда в замок. Они срочно выезжают к Глостеру. Гонцу сестры приказано следовать за ними. Кента в колодках везут следом.

Эпизод второй.
Глостер, ставший вассалом герцога, вынужден принять гостей. Гонца короля в колодках сажают на землю во дворе. Кента Глостер не узнает, но украдкой выражает сочувствие. Лир обнаруживает закрытые ворота замка Корнуолла и узнав, что дочь гостит у Глостера, прибывает сюда же. А по пути вновь отстают от свиты новые дезертиры. Едва войдя во двор, Лир видит Кента в колодках. Ему с трудом удается обуздать свой гнев. Но это уже не тот Лир, что покидал Гонерилью. Теперь он пытается сдержать себя. Еще не веря, что дочь могла намеренно так обойтись с его гонцом, он ищет оправданье ее поступку. А шут опять вставляет шпильку, заодно, иронизирует над Кентом, которого освобождают люди Лира. Между Лиром и шутом начинается диалог. Шут напоминает ему, что он сам отдал розги дочерям и заголил свой зад. Что его корона - скорлупа выеденного яйца. Злой дурак - бросает в сердцах Лир. Король, словно предчувствуя еще одно разочарование, пытается сохранить лицо. Регана с мужем не спешат выйти навстречу Лиру и это еще один болезненный укол его самолюбию. Наконец он встречает их. Они в обеденной зале. Едва зайдя, он видит внезапно опередившую его Гонерилью, которая уже сама примчалась сюда. Лир поражен и обращается к Регане, но та поддерживает сестру. Ему предлагают примириться с Гонерильей и вернуться обратно. Регана не может сейчас принять отца. К тому же, его свита велика, прожорлива и дерзка. Не мешало бы ее сократить. Гонерилья предлагает вдвое сократить отряд. Регана же считает, что хватит двадцати пяти. Лир не верит своим ушам. Как? Они торгуются с ним? С ним - отдавшим им все? И вовремя - отвечают ему. Иначе скоро развалилось бы все королевство. И вообще - зачем свита? Любая из дочерей приставит ему своих слуг для обеспечения его нужд, а если кто из них будет нерадив, то они сами же того накажут.

Как же это напоминает нам еще недавно канувшую в Лету перестройку. Лир - тот же Кремль, Политбюро старцев, которые не хотели замечать, как страна катится в пропасть. И попытка Горби отпустить вожжи привела к тому, что дочери - республики поспешили вырваться из рук. Страна раскололась в себе и победители вышвырнули проигравших, еще недавно превозносимых вождей. Вот только они так и ничего не поняли. За них расплачивались низы, а тот же Горби до сих пор благоденствует. Лир же за свои ошибки сам взойдет на дыбу страданий и переживая их, поднимется в своем протесте и прозрении до высших человеческих высот. Он прозреет и ужаснется. Сойдет с ума, чтобы стать человеком. И насколько же мелки окажутся рядом с ним окружающие. Даже Глостер, Эдгар, Кент и даже Корделия. Но сперва ему надо пройти через кризис, катарсис. Его восшествие на Голгофу, на дыбу, только начинается.

А пока Лир спорит с дочерьми, он не может согласиться с унижением от них. Ведь человек тем и отличается от зверя, что кроме естественных потребностей у него есть иные понятия - честь, гордость, сан… Отнимите все это у него и он превратится в животное. Ведь он король еще - как может король остаться без рыцарей, свиты, чтобы довольствоваться приставленными к нему слугами. Жить из милости? Из короля превратиться просто в отца герцогини? За каждым вопросом обращаться к дочерям с просьбой? Ему? Лиру? Он еще пытается сохранить лицо. Скрепя сердце поворачивается к Гонерилье - пятьдесят больше двадцати пяти. Значит, она все же больше любит отца, нежели Регана. Решено - он вернется к Гонерилье. Лир все еще измеряет величину любви внешними факторами, рытается торговаться. На самом же деле он уже сломался. И видя это, сестры добивают его. Гонерилья требует распустить всю свиту. Иначе не примет. Регана солидарна с сестрой.

Вот когда небо обрушивается на голову Лира. Удар столь тяжел, что он не в силах его перенести. Это окончательное падение величья. Гнев и боль смешались в нем. Проклиная дочерей, он выходит прочь. Свита в растерянности не следует за ним. Рыцари уже поняли, что кто с королем - тот рискует остаться голодным бомжом. Лишь шут следует за ним. Глостер опять не рискует вмешаться, смолчал. Сказалась привычка обретенная еще при дворе короля. Лир выходит за ворота. Надвигающаяся непогода швыряет в лицо старика пригоршни песка. За ним спешит шут. Он не может оставить своего короля. Единственный верный подданный, которому ничего от него никогда не нужно было. Створки ворот по приказу Корнуолла захлопываются за ним. Но где же Кент? Куда девался этот прямолинейный рубака, преданный пес короля? Почему он на этот раз остался в стороне? Не вмешался, не последовал сразу за Лиром? Нет, он не отказался от хозяина. Кент выйдет в поле и найдет его, но почему он стушевался вдруг? Колодки отрезвили?

Театр

Previous post Next post
Up