О проекте запуска любительского спутника на орбиту вокруг Луны.

Oct 06, 2015 23:43

Блогер "Зелёный кот" проявил инициативу по созданию и запуску любительского спутника на орбиту вокруг Луны. Цель запуска - проверка фактов высадки американцев на Луне, посадки на Луну наших луноходов. Предполагается, что такой спутник будет достаточно лёгким и запустить его можно будет "попутным" грузом на каком-то носителе. Предположим, что такая "попутка" найдена. Носитель выведет спутник на какую-то орбиту вокруг Земли, дальше его нужно разогнать до второй космической, потом затормозить у Луны с выходом на орбиту вокруг неё. Надо полагать, что около Луны придётся маневрировать. Для всего этого нужен какой-то служебный модуль с маршевым двигателем и двигателями ориентации с соответствующим запасом рабочего тела, например, компонентов ракетного топлива, сжатых газов. Естественно, это утяжелит, и значительно, систему спутник-служебный блок. Остальные вопросы обсуждать не буду - не специалист.
Теперь о том, что смотреть. В том, что мы запускали на Луну, в том числе и Луноходы, могу утверждать - это не фейк. Как только начали работать с РН ПРОТОН, практически во всех пусках на Луну и в дальний космос принимал участие лично. 27 лет.
Не хочу "на голубом глазу" утверждать, что американцы не были на Луне, но сомнения у меня имеются. Пусть ревнивые поклонники США на меня не обижаются, но сомнения есть сомнения. О них я и хочу поговорить. Я не собираюсь обсуждать фотографии, радиационные пояса и проч. ,в чём я не специалист. Меня интересует техника, её надёжность. Проработав 27 лет испытателем, я знаю, что это такое.
Начнём с завершающего этапа Лунной программы Штатов. Вспомним, что она была объявлена национальным приоритетом и денег на неё не пожалели. Таким завершающим аккордом стал запуск станции Скайлаб. Надо полагать, что надёжность элементов, участвовавших в этой работе была достаточно высокой, если все полёты прошли практически "без сучка, без задоринки". А если что и выявлялось, было устранено. Тем удивительнее то, что случилось при запуске станции и при её посещении астронавтами. Неприятности с этой станцией начались сразу после выведения её на орбиту. Сброшен носовой обтекатель, астрономический блок занял рабочее положение, его солнечные батареи приведены в рабочее состояние. Только вот незадача: основные солнечные батареи(орбитального блока) не вырабатывают электроэнергию. Совсем.И ещё неприятность: начала повышаться температура в орбитальном отсеке. Призадумались и пришли к выводу: одно из двух "крыльев" батареи отсутствует, а второе чуть-чуть дышит - не оторвано, но и не раскрылось.Рановато сбросили обтекатель, защищавший конструкцию при прохождении через плотные слои атмосферы.
Теперь о самом корабле Аполло. Очень надёжный КА Аполло, обеспечивший такую сложную программу, оказался, как бы это мягче сказать, не таким уж и надёжным. При отделении от второй ступени носителя второй экипаж посещения обнаружил около Аполло рой каких-то блестящих частиц. "Земля" подумала и решила, что это окислитель из одного из ЖРД ориентации - не закрылся клапан. Двигатель отключили. Но это не последнее "чудесное явление" Через какое-то время экипаж увиделв иллюминатор станции хлопья "снега" около неё. Судя по всему, это была течь горючего типа гептил, но уже из другого ЖРД ориентации. Отключили второй двигатель. "Земля" всполошилась и начала продумывать мероприятия по спасению экипажа - откажи ещё один ЖРД ориентации и спуск с орбиты станет невозможным.
Третью экспедицию поджидала своя порция неприятностей. Сначала отказал один из силовых гироскопов. Затем - утечка рабочего тела из системы жизнеобеспечения одного из скафандров. А как же прыгали астронавты на Луне, если у них были такие же "надёжные" скафандры? На Скайлабе из 9 отказал один скафандр, а сколько их могло отказать при полётах на Луну (из 27). Надёжность - штука жестокая. При работе на станции этому экипажу довелось отремонтировать более 30 систем и устройств. Просто какой-то ремзавод. А самое "приятно" случилось при возвращении на Землю. За 45 мин до входа в атмосферу автоматика запустила программу автоматической переориентации, но ЖРД ориентации не включились. Командир экипажа в аварийном режиме самостоятельно включил повторение операции. На это ушло 10 не очень комфортных минут. Тоже можно было зависнуть на орбите, как собачка Лайка.
Это окончание национальной программы, а как же она вышла на основную стадию, то есть на полёты к Луне и не Луну? В космической гонке запуски космонавтов (астронавтов), особенно на начальном её этапе, была чистой воды авантюрой на государственном уровне. Но всё-таки и здесь были свои правила. Если при очередном пуске случается авария, то перед следующим пилотируемым пуском обязательно проводятся пуски, подтверждающие правильность предпринятых мероприятий по устранению причин аварии. Вот пуск Аполло-6. При этом пуске почти в конце работы первой ступени возникли недопустимые по амплитуде резонансные продольные колебания ракеты Сатурн -5. Далее. В полёте происходит самовыключение двух из пяти двигателей второй ступени. Не получается второй запуск двигателя третьей ступени. Бортовые камеры зафиксировали частичное разрушение переходника, защищающего лунный корабль. Естественно, материальная часть была в океане, поэтому были приняты мероприятия по предполагаемым причинам ненормального полёта. Проведены мероприятия по предотвращению продольных колебаний, но "на всякий случай" командиру экипажа поставили кнопочку с сигнализацией для аварийного выключения двигателей, если такие колебания возникнут. Были не очень уверены или как? По двигателям верхних ступеней тоже были приняты меры конструктивного порядка. Но вот как для публики объясняют эти отказы. Есть на Ю Тубе ролик "Аппараты лунных программ". где ветераны-исполнители этих программ рассказывают в популярной форме о своих впечатлениях. Вот впечатления господина, отвечающего за двигатели, об этих отказах (не дословно). "Во время испытаний на земле шланги из-за низкой температуры жидкого водорода обледенели. Это придало им устойчивость. Но когда ракета вышла в околоземное пространство, где нет ни капли воды, лёд, гасивший вибрации искрового воспламенителя, перестал сковывать топливный шланг. Из-за возникших колебаний шланг разрушился." Здесь что-то не так. При работе ЖРД возникают вибрации, которые сбросят весь лёд ещё при работе двигателей первой ступени. Что-то дедок не договаривает.
Программой дальнейших лётных испытаний предусматривался запуск РН Сатурн-5 и Аполло в полной комплектации с лунным кораблём, но без пилотов, и Сатрна-1В одного лунного корабля без пилотов для доводки двигательных установок. Но всё было похерено, была дана команда на следующий пуск с экипажем. Это уже авантюра или было принято решение ограничиться инсценировкой полётов, чтобы не позориться.Я здесь ничего не говорил о двигателе первой ступени Ф-1. По нему тоже много вопросов. Очень может быть, что в том числе и из-за него были приняты не очень понятные решения. Похоже, не додавал он необходимую тягу, потому и сдали его сразу в музей.
Previous post Next post
Up