Алжир требует перемен

Mar 13, 2019 11:27

Моя новая статья, посвященная событиям в Алжире.

***



У военных и бюрократии непростой выбор: чтобы не допустить исламистов к власти, судя по всему, придется сохранить некомпетентное руководство

Остановите хаос и мятеж», - обратился 82-летний президент Алжира Абдельазиз Бутефлика из Швейцарии к бунтующим согражданам. В стране банков и сыра престарелый алжирский лидер находится не в изгнании и не в бегах, а на плановом медицинском освидетельствовании, и слухи о его здоровье ходят пугающие. Собственно, решение Бутефлики идти на пятый президентский срок подряд и вызвало массовые уличные протесты. Хотя в разгар предыдущей кампании он не смог зачитать собственную предвыборную речь - в 2013 году у него случился инсульт, и с тех пор политик прикован к инвалидной коляске. Но не одни лишь сомнения в готовности президента управлять страной тревожат алжирцев.

В стране есть ряд застарелых социально-экономических проблем, характерных для всего региона. Этакий африканский «застой» выводит на улицы граждан, преимущественно молодежь.

При этом пока нет оснований утверждать, что в Алжире какие-то внешние силы используют технологии демонтажа политических режимов по типу «арабской весны». Основные риски для страны связаны с отсутствием проекта развития, с борьбой гражданского и военного сегментов элит и с фактором исламизации региона. Дестабилизация Алжира крайне негативно скажется на Магрибе и Евросоюзе, в который может хлынуть новый поток мигрантов. Вероятность такого сценария пока не слишком высока, но ее следует принимать во внимание.

Арабская весна Алжира

Когда в начале 2010-х в странах Магриба и Ближнего Востока прошла серия государственных переворотов, получивших общее название «арабская весна», Алжир стал единственной страной, которой удалось устоять перед сметавшей политические режимы волной. Для Ливии она закончилась катастрофически. В Сирии до сих пор не прекращается война. В Египте местные военные сначала сделали вид, что отдали власть «протестующим», но затем осуществили контрпереворот и перехватили управление. А вот в Алжире не удалось сместить стареющего Бутефлики. Почему? Полагаем, причин тут несколько. Первая и самая очевидная уходит корнями во времена гражданской войны, в 1990-е годы, а ее предыстория тянется с середины прошлого века.

Крах социалистического лагеря и распад СССР вызвали цепную реакцию по всему миру. Во многих странах произошло ослабление политических сил, которые в той или иной степени были ориентированы на СССР. Нечто подобное наблюдалось и в Алжире. После обретения независимости в 1962 году там установилась идеология «бенбеллизма» (от имени первого президента Алжира Ахмеда Бен Беллы) - специфический социализм, по своей форме напоминавший югославский времен Тито после его разрыва с Москвой. К середине 1980-х возник кризис, обусловленный ошибками в управлении и некомпетентностью правления «Фронта национального освобождения»- правящей и единственной партии. На это наложилась начатая по рекомендации (кто бы сомневался) МВФ в конце 1980-х приватизация. В итоге в стране активизировались исламистские движения. К 1989 году была введена многопартийность, но это не помогло. В конце 1991-го на выборах победили представители «Исламского фронта спасения», но военные фактически отменили результаты и вынудили исламистов уйти в подполье. В ответ радикалы начали террор, который вылился в гражданскую войну, продолжавшуюся более десяти лет. Погибло порядка 200 тыс. человек. В 1999 году к власти пришел ветеран войны за независимость Алжира Бутефлика, объявил амнистию противникам власти и фактически завершил войну. События тех лет, разумеется, еще свежи в памяти алжирского народа, и в существенной степени они педали «арабской весне» перейти в экстремальную фазу. Кроме того, свою роль сыграло и то, что Бутефлика пошел на уступки - например, отменил чрезвычайное положение, снизил цены и усилил ставку на социальную сферу. Наконец, по всей видимости, Алжир не был основной целью сил, запустивших механизм «арабской весны».

Предпосылки нынешнего кризиса



Несмотря на перемены последних лет, проблемы страны никуда не исчезли. Наибольшее значение в экономике Алжира имеют нефтегазовая отрасль и сельское хозяйство. При этом из-за коррупции и неэффективности менеджмента извлекаемая государством прибыль не доходит до карманов граждан. Люди нищают. Появляются трущобы, не характерные для мусульманских стран.

Экономика государства зависит от экспорта углеводородов. В частности, Алжир занимает одиннадцатое место по запасам природного газа в мире. Колебания мировых цен мгновенно отражается на социальном самочувствии нации. Падение котировок нефти наблюдалось и накануне «арабской весны», и сейчас, в преддверии новых бунтов.

Надо понимать, что пока Алжир не скатывается в катастрофу и по многим показателям смотрится не хуже того же Туниса, Египта или Марокко. Ливию в расчет не берем, так как де-факто такой страны больше не существует. Кроме того, специфика Алжира, как и других североафриканских и ближневосточных стран, такова, что главными в стране являются военные. Они же выполняют роль плотины, сдерживающей напор исламистов, то есть выступают в качестве блюстителей светскости. Однако с этим же сопряжены и проблемы, поскольку правительство фактически работает на военных, а не наоборот. Сам Бутефлика в силу состояния своего здоровья лишь номинальный глава государства - за ним стоят высокопоставленные чиновники. На время им удалось заручиться поддержкой очень влиятельного начальника алжирского генштаба Ахмеда Гайда Салаха. Союз бюрократии и военных не может пойти на компромисс с митингующими - иначе они не только потеряют власть и авторитет, но и откроют дорогу в политику радикалам.

"Власть в Алжире хочет сохранить за собой привилегии, но не желает проводить системные реформы и опасается исламизации страны"

Сейчас в алжирском парламенте исламисты представлены «Движением общества за мир», но есть основания считать, что эту партию создали военные и спецслужбы с целью имитировать процесс встраивания умеренных исламистов в политическую сферу. Этим они вбили клин в движение радикалов и вывели их из подполья. Однако тот факт, что исламисты потерпели поражение в войне и пока контролируются властями, не отменяет существующих противоречий. Победа военных лишь замела проблемы под ковер, где они продолжали накапливаться все последние двадцать лет.

Дальнейшие сценарии

Пока успокоить Алжир не удается. По мнению эксперта клуба «Валдай», руководителя Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Василия Кузнецова, «один из сценариев - выборы с участием Бутефлики, в котором Бутефлику продавливают во власть. Это означает, что нужно будет очень сильно закручивать гайки и укреплять авторитарные механизмы управления. Второй сценарий - выборы без участия Бутефлики, если он, например, откажется по состоянию здоровья. Тогда, по всей видимости, так как доку¬менты уже поданы, выборы можно отложить. Третий вариант - проигрыш Бутефлики, но сегодня вряд ли стоит рассматривать его в качестве вероятного, так как проигрыш Бутефлики трудно себе представить. У оппозиции нет консолидированного кандидата».

Нельзя сказать, что риск прихода к власти исламистов очень высок. Этого не хотят ни военные, ни гражданские, ни внешние игроки. Однако в условиях социального кризиса и активности террористических формирований вроде запрещенной в России «Аль-Каиды» в странах исламского Магриба ситуация может выйти из-под контроля. Радикалы имеют шанс быстро набрать поддержку. Особенно уязвим юг Алжира в вилайете Таманрассет.

В интересах России продолжать сотрудничество с Алжиром, который входит в четверку крупнейших покупателей российского оружия (на него приходится порядка 10% российских военных поставок). Там присутствуют интересы отечественных газовых компаний, налажены контакты с алжирской государственной компанией «Санатрак». Общий объем двусторонней торговли оценивается в 5,4 млрд долларов.

Как отмечает Василий Кузнецов, «Алжир - важный экономический партнер России, но внешнеполитическая повестка пока не стоит во главе угла. Пока не было никакой официальной реакции России на события в Алжире, думаю, это и правильно. Это внутреннее дело Алжира. Сейчас нужно проявлять спокойствие».

Первоисточник - "Эксперт" 11-17 марта 2019 №11 (1111)

P.S. Информация, поступившая после написания статьи. Бутефлика отказался идти на пятый срок - что неудивительною, учитывая его состояние. Однако выборы отложены. Очевидно, военной и гражданской ветвям власти нужно время для согласования компромиссной кандидатуры, которая и станет главным кандидатом, на которую и сделают основную ставку все основные игроки.

Алжир, Магриб

Previous post Next post
Up