Продолжение моей статьи по АТР. Начало здесь -
https://strigunov-ks.livejournal.com/675979.html ***
Другая важная часть АТР - страны АСЕАН. Они имеют существенно меньший вес в глобальных раскладах, но суммарно оказывают ощутимое влияние, особенно из-за близости Малаккского пролива и Южно-Китайского моря. Через пролив проходит до трети всей миро¬вой торговли, и контроль над ним при-обретает все большую значимость. ВВП стран АСЕАН по паритету покупательной способности составляет порядка 3,6 трлн долларов, их население - 623 млн человек (8,6% жителей планеты), а общая площадь - 4,487 млн кв. км. Это важный рынок для мировых экономических держав. Есть и проект интеграции стран АСЕАН путем объединения внешнеполитических ведомств, финансовых систем, интеграции в сфере науки и технологий, но говорить об этом преждевременно.
Товарооборот Китая со странами АСЕАН составляет 514 млрд долларов. Через Юго-Восточную Азию (ЮВА) идут столь необходимые КНР товары, включая углеводороды с Ближнего Востока. В потенциальном конфликте перекрытие бутылочного горлышка Малаккского пролива нанесет мощнейший урон китайской экономике. На этом фоне увеличивается роль стран ЮВА, влияние на которые позволит Пекину обеспечить не только контроль над столь важной транспортной артерией, но и осуществить диверсификацию транзитных путей.Здесь существенную роль играет Таиланд, где после государственного переворота 2014 года к власти пришли ориентированные на Китай военные из Южного Таиланда. Пекин через прокитайски настроенных военных, политиков, бизнесменов, общественных деятелей и ученых Таиланда снова активизировал разговоры о создании канала через перешеек Кра. Он поможет не только сократить на 1200 км морской маршрут, но и миновать Малаккский пролив.
Другие немаловажные члены АСЕАН - Филиппины, Вьетнам и Индонезия. Особо следует отметить связывающий их военно-политический фактор. Речь идет о китайских притязаниях на Южно- Китайское море. Дело не только в логистике и контроле над шельфом. Это море обеспечивает 12% мировой рыбной торговли. Согласно исследованиям, рыба составляет 42,6% протеинового питания на Филиппинах, 35,3% во Вьетнаме и 57,3% в Индонезии. То есть речь идет о жизненных национальных интересах этих стран. Соответственно, все военные упражнения Китая в Южно-Китайском море критически влияют на целый ряд государств АСЕАН. При этом в Индонезию и Вьетнам перемещается промышленное производство благодаря наличию дешевой рабочей силы и большого количества молодого работоспособного на¬селения. Его возраст существенно ниже среднемирового, оценивающегося в 29,7 года. Из-за сложных отношений с Кита¬ем некоторые развитые азиатские страны тоже переводят свои промышленные мощности в страны ЮВА. К ним относится Япония, которая двукратно увеличила свои инвестиции в этот регион.
Особый интерес представляет Тайвань. Китай считает его исконно своей территорией, а Вашингтон всегда использовал тайваньский вопрос для давления на КНР. Сейчас эта проблема вновь обострилась. Для Пекина реинтеграция Тайваня в состав КНР по схеме «одна страна -две системы» является одной из важнейших целей. Наличествует и экономический смысл. Сегодня Тайвань - высокоразвитая страна. Через вложения Запада в экономику острова создавалась привязка к западным технологиям, политическим и экономическим сферам в противовес китайскому влиянию по принципу «отсель грозить мы будем им». При этом в Тайване наблюдается бум экспорта электроники (свыше 31% от общего объема), информационно¬коммуникационных товаров, продукции машиностроения. Рост ВВП составил шесть процентов в год, плюс к этому был обеспечен высокий уровень жизни. Согласно статистике ВТО, по объему экс¬порта Тайвань в 2017 году занимал 17-е место в мире с 317 млрд долларов (см. график 5). Поэтому гипотетический возврат Тайваня в лоно материкового Китая для последнего будет колоссальным приобретением. Однако остров никогда не станет настоящим лидером АТР. Его суверенитет ограничен и обеспечивается в основном Законом об отношениях с Тайванем, принятым Конгрессом США в 1979 году.
Для ЮВА немаловажен и исламистский фактор. Особенно это проявляется на Филиппинах, в Индонезии и Малайзии. Для филиппинцев он стал особенно актуальным после полугодового сражения с боевиками «Исламского государства» (ИГ; организация запрещена в РФ) за город Марави. Оно показало, сколь уязвимы Филиппины. Если несколько сотен боевиков ИГ сумели парализовать службы безопасности целой страны, то нескольким тысячам по силам взорвать весь регион. Потенциал для распространения терроризма огромен: в одной только Индонезии порядка 200 млн мусульман. Значительная доля этого населения живет за чертой бедности. Одной из основных целей для атак террористов станет Малаккский пролив, который в самом узком месте шириной всего два с половиной километра. Потопив корабль прямо на фарватере, можно парализовать мировую торговлю. Чем больше ЮВА развивается, тем больший транзит будет проходить через эту часть АТР (см. график 6) и тем сильнее мировая экономика оказывается зависимой от него.
Графики 4 и 5
Еще одна точка напряженности - Корейский полуостров. Обложенная санкциями экономика КНДР продолжает держаться на самом низком уровне, но северокорейское руководство не от¬кажется от своей ракетно-ядерной про-граммы. Для Пхеньяна это гарантия физического существования. Уже поэтому заявления американцев о денуклеаризации Корейского полуострова неосуществимы без демонтажа всей Трудовой партии Кореи. Интеграция северян с Южной Кореей тоже представляется маловероятным сценарием. Два строя принципиально несовместимы, а стократная разница в экономике в пользу южан означает не слияние с Севером, а его поглощение. Однако Южная Корея обладает ограниченным суверенитетом и не сделает ни одного стратегического шага без оглядки на Вашингтон. Более того, Штатам совсем не выгоден спад эскалации в Северо-Восточной Азии, ведь тогда пропадает обоснование их военного присутствия в этой части АТР.
Проблемы Китая и Индии
Успехи АТР связаны с бурным ростом Китая и Индии. Но насколько устойчивы политические системы этих стран? Не окажется ли, что их внутреннее устройство довольно хрупкое?
Начнем с Китая. К основным его проблемам можно отнести дисбаланс в заселенности и развитости различных регионов страны. Так, в восточной и юго- восточной частях КНР проживает 94% населения, 6% приходится на остальные (свыше 50% площади) территории КНР. К 2016 году десять наиболее развитых провинций (находящихся на юго-востоке Китая) обладали суммарным ВВП 37,4 трлн юаней, или половиной ВВП всей КНР (74,41 трлн юаней). Чем менее развиты регионы, тем больше вероятность социальных волнений. Поэтому КПК важно развивать западные и центральные провинции страны. Проект «Один пояс - один путь» реализуется и с этой целью. Например, КПЭК - ответвление «Пути» - берет свое начало в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР), в городе Кашгаре. Кроме того, Си Цзиньпин занимается развитием тех провинций, откуда он родом и откуда пришли некоторые его соратники. К ним относится провинция Шэнси - ресурсная база сухопутной ветви «Пути». Проект важен и как способ развития менее раз¬витых провинций, и как инструмент укрепления личной власти Си. Оно и неудивительно: чтобы суметь реализовать такой проект, необходимо времени больше, чем два срока правления.
Но есть и обратная сторона. Добившись возможности пребывать на своем посту неограниченный срок, Си Цзиньпин способен неосознанно запустить процесс окостенения власти. Теоретически, в будущем весь ЦК КПК сможет добиться неограниченного срока пребывания на своих постах после 67 лет. Тогда китайская номенклатура пойдет путем советской, с блокированием социальных лифтов, то есть по пути застоя. Как результат, может возникнуть тенденция к сепаратизму. Не стоит забывать, что большая часть истории Китая - это раздробленность, вражда царств и революции. Нельзя забывать и о фракционной раздробленности внутри КПК. В целом Запад поначалу предполагал, что китайцы войдут в его неолиберальную модель, однако позже стало понятно, что объект управления вышел из-под контроля. Внутри КПК нашлись силы, которые сумели повернуть развитие Китая совсем не тем путем, которого ожидали на Западе. Здесь кроется еще один пласт противоречий, связанных с интересами различных сил внутри Китая и неоднородностью во взглядах на Китай среди западных элит.
У Индии тоже есть свои проблемы. Ее быстрый экономический рост обусловлен жесткой эксплуатацией ручного труда гигантской доли населения. Нужно понимать, что специалисты, которых поставляет Индия в глобальные компании, являются выходцами из верхнего слоя населения страны (ориентировочно 10- 20% общей численности). То есть имеется чудовищное социальное расслоение, за счет которого и обеспечивается фасад демократии и рост ВВП свыше 7% в год. Соответственно, возникает вопрос, сколь долго может сохраняться такая ситуация. Нужно учитывать рост доли молодого населения, которое видит в имеющейся системе серьезную несправедливость. Особенно она проявляется в доступе к еде.
Важно зафиксировать и еще один факт. Население и руководство Индии все больше вестернезируются. Представители индийской диаспоры за границей довольно успешно встраиваются в общества западных стран пребывания и остаются там. Те индийцы, которые вернулись с Запада, уже ориентированы на западные ценности. По этой причине союз Нью-Дели с Пеки¬ном и Москвой против Запада, о котором говорил еще Евгений Примаков, скорее всего невозможен.
Россия в условиях смещения главных мировых процессов в АТР Нам смещение центра мировых процессов в АТР дает очень широкие возможности. Наиболее перспективно сотрудничество в рамках таких организаций, как ШОС. Ее члены обладают огромным потенциалом - например, огромной общей территорией, свыше 30 млн кв. км, суммарной численностью населения порядка 1,6 млрд человек, колоссальными ресурсами, мощным военным потенциалом. Безопасность - главный фактор, без ее обеспечения никакие другие проекты не могут быть реализованы. Россия имеет колоссальный опыт в контртеррористической деятельности. Она может и должна использовать его для повышения безопасности в регионе, что отвечает ее национальным интересам.
Россия в условиях смещения главных мировых процессов в АТР
Нам смещение центра мировых процессов в АТР дает очень широкие возможности. Наиболее перспективно сотрудничество в рамках таких организаций, как ШОС. Ее члены обладают огромным потенциалом - например, огромной общей территорией, свыше 30 млн кв. км, суммарной численностью населения порядка 1,6 млрд человек, колоссальными ресурсами, мощным военным потенциалом. Безопасность - главный фактор, без ее обеспечения никакие другие проекты не могут быть реализованы. Россия имеет колоссальный опыт в контртеррористической деятельности. Она может и должна использовать его для повышения безопасности в регионе, что отвечает ее национальным интересам.
Помимо сказанного нужно остановиться еще на одном аспекте наметившегося поворота на Восток - сопряжении ЕАЭС и китайского проекта «Один пояс-один путь». Речь идет о создании трансъевразийских железных дорог, транспортно-логистических центров и трубопроводов, об участии в созданном Китаем под этот проект Азиатском банке инфраструктурных инвестиций, а также информационном взаимодействии. По оценкам, экономический масштаб проекта «Один пояс - один путь» составляет 21 трлн долларов. Он предполагает создание шести экономических коридоров, с помощью которых Китай привязывает к себе рынки Евразии и Африки, что позволит ему выступить конкурентом Вашингтона. Поэтому схватка за рынки и логистические пути предстоит серьезная, и Россия оказывается в ее центре. Позитивным фактором можно назвать рост российско-китайского товарооборота, который в 2018 году уже превысил 100 млрд долларов, а к 2020 году, по расчетам Минэкономразвития России, способен вырасти до 200 млрд. Однако значительная часть этих денег приходится на сырьевой сектор. Только поставки нефти составили 23% российского экспорта в Китай. Идет взаимодействие и в газовой сфере по тридцатилетнему контракту между «Газпромом» и китайской компанией CNPC. Не хватает высокотехнологической составляющей. При этом в целом доля российской экономики в АТР невелика.
В условиях напряженности в треугольнике Россия - США-Китай и хаотизации огромных регионов более тесная российско-китайская кооперация становится объективным процессом. Однако вступать в интеграционные проекты без своей комплексной стратегии будет сложно. При этом, если нынешние методы США «разделяй и властвуй» окажутся неэффективными, американская элита может пойти по более жесткому пути. Нарастание неустранимых внутренних противоречий неизбежно перенесется вовне. Это одна из фундаментальных угроз для АТР как нового центра мировых процессов.
Первоисточник: журнал "Эксперт", 21-27 января 2019 год, №4 (1104).