Талибанные процедуры

Sep 11, 2018 14:38

Как я выяснил, полный вариант статьи "Нерегулируемый перекрёсток интересов", касательно ситуации в Афганистане, опубликован в очередном номере "Военно-промышленного курьера", поэтому я с чистой совестью могу его выложить здесь.

***

В интересах России выдавливание США из Афганистана

Ситуация в Афганистане, обострившаяся с начала августа, остается напряженной. Причем не выглядит простым отклонением от «нормы насилия» в охваченной войной Исламской Республике.

10 августа талибы напали на Газни, и чтобы отбить захваченные ими кварталы, афганским военным и американцам (в городе размещена их РЛС) понадобилось четыре дня. Общее число погибших в боях оценивается в 200-250 человек. Отряды «Талибана» провели успешные атаки в северных провинциях Фарьяб, Баглан и Тахар. Террорист-смертник подорвал себя и окружающих в Кабуле - в районе Дашт-э-Барчи (Dasht-e-Barchi), в результате в Mawoud Academy убиты 48 (по другим данным - 34) и ранены 67 человек, преимущественно студенты.

В течение 15 августа погибли как минимум 70 представителей силовых ведомств Афганистана, что стало антирекордом за многие годы войны.

16 августа подверглись нападению правительственные силы в районе Анджир в Кандагаре, удар талибов удалось отразить лишь с помощью авиации, которую наводили на цели американцы. На следующий день произошло крупное боестолкновение в провинции Фарах на западе страны. Серьезные потери понесли и силовики, и талибы.

Непобедимый «Талибан»

Как показали 17 лет, минувших с вторжения американцев в Афганистан, одержать победу над «Талибаном» не удалось. На пике своей численности в 2011 году контингент ISAF - возглавляемых НАТО Международных сил содействия безопасности - насчитывал 132 тысячи человек. Плюс наемники из различных ЧВК, афганские солдаты и офицеры, сотрудники спецслужб и полиции ИРА. Но даже тогда разгром талибов не состоялся, лишь уменьшилась подконтрольная им площадь.

После сокращения группировки американских войск, а она являлась и костяком, и большей частью ISAF, в 2014 году при администрации Барака Обамы «Талибан» начал возвращать утраченные позиции и сейчас, по некоторым оценкам, около 70 процентов территории ИРА - в той или иной степени вотчина этого движения. Например, жители многих населенных пунктов, формально подчиняющихся властям в Кабуле, в реальности выплачивают налоги талибам.

Сокрушить «Талибан» США не смогли. Тем более эта задача не по плечу армии, спецслужбам и полиции ИРА. Присутствие Соединенных Штатов в Афганистане осуществляется в основном через дислоцирующиеся там подразделения сил специальных операций, агентуру ЦРУ, военных инструкторов Пентагона. Кроме того, в стране работают ЧВК. Однако низкий уровень подготовки и организации подчиненных Кабулу силовиков, их, по всей видимости, недостаточно высокий боевой дух и наличие у талибов разветвленной разведывательной сети позволяют утверждать, что адекватной замены ISAF в Афганистане не нашлось.

Исламабад обиделся

И все же с чем связана резкая активизация боевиков «Талибана» и других террористических группировок в ИРА?

Источники агентства «Пажвок» в Национальном управлении безопасности Афганистана сообщили, что располагают доказательствами причастности Межведомственной пакистанской разведки (ISI) к организации нападения на Газни, находящегося примерно в 100 километрах от Кабула. Утверждается, что это была попытка сорвать достигнутые договоренности о прекращении огня.

По данным афганской спецслужбы, сотрудники ISI способствовали сколачиванию четырех отрядов из экстремистов, состоявших в «Лашкар-и-Тайба» («Армии Бога») - крупной террористической группировке, базирующейся в Пакистане, и в так называемой сети Хаккани - союзнике «Талибана». Планировался захват не только города, но и всей провинции Газни. Впрочем, представитель талибов Забихулла Муджахид (Zabihullah Mujahid) категорически отрицал участие иностранных боевиков в операции.

И все-таки ответ на поставленный выше вопрос надо искать отнюдь не в Афганистане, а в сопредельном Пакистане. Известно, что на протяжении многих лет эта страна была важнейшей частью логистики Пентагона, здесь проходят основные пути снабжения американского военного контингента в ИРА. Начиная с 2002 года Исламабад получил от Вашингтона помощь в размере 33 миллиардов долларов, в том числе по программам «Иностранное военное финансирование» (FMF) и Фонда коалиционной поддержки (CFS). Основная часть денег выделялась на борьбу с терроризмом и поступала в распоряжение руководителей пакистанских вооруженных сил и разведки. Разумеется, установить надлежащий контроль целевого расходования выделенных на благое дело сумм невозможно, принимая во внимание специфику работы названных структур и уровень коррупции в Пакистане. Логично предположить, что претензии американцев к Исламабаду связаны не только с обвинениями в укрывании террористов (что, несомненно, правда), но и с подозрением в разворовывании средств. Вполне возможно, что одним из источников спонсирования экстремистских движений являлась как раз американская финансовая помощь, которую Белый дом недавно прекратил оказывать.

В таком случае становится понятно, почему талибы вместе с представителями других террористических организаций провели серию мощных согласованных атак на позиции афганских сил безопасности за столь короткий промежуток времени. Ведь добейся нападавшие успеха, положение Кабула существенно ухудшалось. Он оказался бы в положении Дамаска трехлетней давности, когда вокруг террористические анклавы, поддерживаемые из-за рубежа. Такой поворот событий усилил бы позиции Пакистана, а сама атака давала сигнал Вашингтону о том, что отказавшись от помощи Исламабаду, он совершил огромную ошибку.

Акторы нестабильности

Существенный вклад в дестабилизацию Афганистана вносит и местный вилайет ИГ, запрещенного в России. Его представители враждебно относятся ко всем прочим экстремистским организациям. Национально ориентированный «Талибан» и космополитичный халифат - несовместимые проекты. Кроме того, между ними имеются и религиозные противоречия.

Впрочем, вероятно, более важный фактор раздоров - контроль над производством и трафиком наркотиков. «Талибан» встроен в эту систему много лет, за счет чего и обладает мощным ресурсом. Игиловцы пытаются потеснить талибов и тем самым расширить влияние в Афганистане и в Центрально-Азиатском регионе в целом.

Также есть информация о том, что боевиков ИГ поддерживали системные акторы, эвакуируя, например, своих подопечных из зоны боевых действий или оказывая им прямую военную помощь. Так, отставной генерал ВВС Афганистана Атикулла Амархель (Atiqullah Amarkhel) еще в 2017 году утверждал, что вертолеты, поддерживавшие ИГ против «Талибана», принадлежали США.

Подобные заявления не лишены оснований, сообщения о сотрудничестве американцев с игиловцами поступали еще в 2014-2015 годах. Достаточно вспомнить свидетельство главы Комитета национальной безопасности Ирака Хакема аль Замели (Hakem al-Zameli), рассказавшего, что власти в Багдаде получали отчеты разведки, согласно которым на контролируемой ИГ территории приземляются транспортные самолеты, а за перевозками стоят спецслужбы США и Великобритании. Есть масса других доказательств, подтверждающих прямую поддержку Вашингтоном террористов по всему миру. Американцам да и, вероятно, афганским властям выгодно использовать игиловцев в своих целях, в том числе в противоборстве с талибами.

Нельзя забывать о том, что сам «Талибан» лишен монолитности, поскольку состоит из нескольких группировок. Первая - часть верхушки талибов, считающая борьбу с Кабулом бесперспективной, но не приемлющая ИГ. Вторая - подконтрольная пакистанской ISI. Третья - боевики, фактически перешедшие на сторону ИГ как более перспективного проекта.

Следует отметить, что перенос игиловцами ставки на вилайет Хорасан, куда входят Афганистан и Пакистан, подтверждается анализом пропагандистских ресурсов ИГ в Интернете. Согласно исследованиям Центра по борьбе с терроризмом Военной академии Вест-Пойнт отделения ИГ именно этого вилайета проявляют растущую активность в медиапространстве.

Усиление присутствия ИГ в военной, социальной, финансово-экономической, культурной и информационной сферах Афганистана приносит плоды, пополняя ряды террористов за счет «Талибана», простых афганцев и т. д. Все это способствует стравливанию группировок между собой, что отвечает интересам Вашингтона, поскольку позволяет бесконечно использовать тему борьбы с терроризмом для индуцирования нестабильности в собственных целях.

Деловой подход

По всей видимости, американцам не удастся нанести «Талибану» военное поражение, зато есть предпосылки для создания условий, при которых он не сможет взять под контроль территорию всей страны. На этом фоне появляются выступления представителей военно-разведывательного сообщества США по поводу низкой эффективности действий американских войск в Афганистане. В частности, так высказался Эрик Принс, основатель ЧВК Blackwater, «прославившейся» убийствами мирных иракских граждан в 2007 году.

В интервью телеканалу Fox News он заявил: «Америке нужна надежная и эффективная программа по дальнейшему движению вперед. Сейчас в Афганистане присутствуют 15 тысяч американских военнослужащих и 30 тысяч наемников, но у нас ничего не выходит. Мы уже рекомендовали гораздо менее масштабный и более необычный подход, который по сути повторяет те методы, которые применялись после 11 сентября, - использовать малочисленную, но очень быструю и маневренную бригаду под руководством ЦРУ и обойтись без масштабной обычной стратегии».

Но результат американской борьбы с «Талибаном» заставляет усомниться в эффективности такого подхода. Разве талибы были разгромлены в ходе операций, которые американцы проводили после 11 сентября или в дальнейшем?

«Талибан», хоть его и называют террористической организацией, все же обладает серьезной поддержкой среди населения, многих племен. Никакая, даже высокопрофессиональная бригада специалистов не в состоянии кардинально изменить данное положение вещей. Чего можно добиться, так это направлять процесс в нужное русло, в том числе через устранение неугодных полевых командиров.

Примечательно, что Принс упоминает руководство ЦРУ и, возможно, лоббирует интересы Лэнгли. Для этого не грех использовать серию мощных атак талибов и других боевиков. Также заявление Принса может являться частью бизнес-плана по продвижению в СМИ идеи о замене действующего в Афганистане контингента американских военнослужащих на сотрудников ЧВК, к которой, по информации телеканала NBC, проявляет интерес Дональд Трамп. Тогда контракты, а значит, и серьезные ресурсы пойдут через частные военные компании, интересы которых наравне с частью разведсообщества США и представляет Принс.

Наконец, не исключено, что активизация экстремистов в Афганистане рассчитана на изменение подхода Трампа к затянувшейся войне с учетом склонности президента минимизировать убытки и перекладывать финансирование начатых предыдущими администрациями авантюр на плечи сателлитов или частных структур. В данном случае вероятность принять предложение Принса возрастает.

В целом не вызывает сомнений, что и при нынешнем хозяине Белого дома американцы не уйдут из Афганистана, который находится в центре стратегического перекрестка. Контроль в той или иной форме над этой страной позволяет влиять на процессы, происходящие в Китае, Центральной Азии, России, Иране, Пакистане и даже Индии.

Многовекторный замысел

Если вникнуть в суть вопроса, прояснится смысл действий США. Приостановка и сокращение помощи Исламабаду - наказание не только за поддержку террористических группировок и коррупцию, но и за укрепление отношений с Китаем, который вместе с Пакистаном противодействует возрастающему влиянию Индии в Центральной Азии, включая Афганистан.

Негласно поддерживая ИГ, Вашингтон старается не только использовать его в игре против «Талибана». Натравливая друг на друга игиловцев и талибов, он попутно дестабилизирует ситуацию в огромном регионе через активизацию террористов в Пакистане для подрыва стратегических проектов Китая в этой стране, генерирует поток беженцев в Иран, провоцирует экстремизм в Средней Азии - подбрюшье России, что крайне опасно для нас.

Вне всякого сомнения, пребывание американцев в Афганистане, неважно, в каком виде, способствует хаотизации Центральной Азии. Никакие разговоры о появлении «террористической сверхдержавы» в случае ухода США из ИРА не должны вводить в заблуждение. Само по себе американское присутствие в этой стране создает все условия для дальнейшей деградации обстановки, делает невозможным переговоры между руководством «Талибана» и Кабулом, провоцирует эскалацию насилия, прямо или опосредованно способствует сохранению гигантского наркопроизводства.

Смена военных США на сотрудников американских ЧВК повлияет на внутриведомственные расклады заокеанского военно-разведывательного сообщества, но стратагема ослабления системных противников через создание и поддержание зон нестабильности вокруг них не исчезнет. В интересах России способствовать выдавливанию американцев из Афганистана, для чего необходимо заручиться большей поддержкой других стран, заинтересованных в стабилизации региона, например Китая. С другой стороны, нельзя допустить военного втягивания России в Афганистан - решение любых задач на этом направлении должно проводиться только чужими руками. Посильное оказание политико-дипломатической, материально-технической и разведывательной помощи - да, но не более того. Наконец, возможно, имеет смысл делать ставку не только на правительство в Кабуле.

Первоисточник

войны и военные конфликты, стратегии, Афганистан, Россия, Центральная Азия, Пакистан, спецслужбы, США, коррупция, геополитика, Талибан, терроризм, ЧВК

Previous post Next post
Up